Игра «Будь внимательным!» Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах. Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Ш» и «Ж». Ход игры Логопед: Кто придумает слова со звуками «Ш» и «Ж», тот получит карточку. Логопед вручает карточки со звуками «Ш» и «Ж» с изображением различных предметов, повернув их обратной стороной. Сначала дети решают пример. После этого — переворачивают карточки и проверяют ответ, затем называют изображение и делят карточки на две группы: в одной группе — карточки со звуком « Ш », в другой — со звуком « Ж ». Начинается игра. Можно продолжить игру, повторяя пары слов со звуками «Ш» и «Ж». Например, мешок — желудь, пушка — жук, груша — пружина и пр.
Игра «Зевака» Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж», обучение детей слоговому анализу слов; согласованию числительных с существительными. Оборудование: карточки с изображениями предметов во множественном числе на звуки «Ш» и «Ж», карточки с изображениями цифр и числовых сигналов (в пределах 5). Ход игры Логопед: Карточку получит тот, кто разделит слово на части. (Предметы на карточках во множественном числе.) Когда все карточки у детей, начинают игру в «Зеваку». Логопед выставляет сигнальную карточку (изображение цифры и числового сигнала в пределах 5). Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, прошу вот столько предметов мне отдать. (Выставляется, например, карточка с числовым сигналом и цифрой 2.) Необходимо контролировать, чтобы дети отдали все карточки, на которых изображены предметы в количестве двух. Потом выставляют сигнальные карточки с цифрами: три, четыре, пять. Играют до тех пор, пока не закончатся цифры и карточки. «Зевака» тот, у которого осталась какая-то карточка.
Игра «Выбери и назови» Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах; учить детей согласовывать прилагательные с существительными. Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном числе; карточки с цветными кляксами; пособие «Звуковая дорожка». Ход игры Детям предлагают рассмотреть и назвать картинки, расположенные в пособии «Звуковая дорожка». Логопед: Карточку получит тот, кто на «дорожке» найдет слово со звуком «Ш» (или звуком «Ж»). После того как дети рассмотрели и назвали предметы, в названии которых есть звук «Ш» или «Ж», сообщается условие игры: надо определить и отдать карточки того или иного цвета. Логопед: Пошла гулять, Зеленое собирать, Кому не жалко — отдавай, Цвет правильно называй. В зависимости от возможностей детей называется цвет или выставляется цветовой сигнал (см. приложение: карточки с изображениями цветных клякс). Потом собирают синее, желтое и т.д. до тех пор, пока не соберут картинки всех цветовых сигналов.
Игра «Почему? — Потому что!» Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах, фразах; обучение детей составлению сложных предложений с союзами «потому что», «пока», «после того как», «как только», «если». Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Ш», «Ж». Ход игры Логопед: Карточку получит тот, кто прочитает слово и правильно решит пример. Слова и примеры записаны на обороте карточки. Предполагается, что дети уже умеют читать и считать до пяти. Ребенок, переворачивая карточку, убеждается в правильности прочитанного слова. Логопед начинает игру. У детей на карточках изображены предметы во множественном числе, у логопеда — в единственном. Логопед: Маша, почему я показываю тебе одну шапку? Маша: Потому что у меня две шапки. (Ставит рядом свою карточку.) Логопед: Почему я, Ваня, показываю тебе одного жука? Ваня: Потому что у меня три жука и т.д. Игра усложняется. Логопед постепенно расширяет фразу. Логопед: Пока вы рассматривали картинки, я на тарелку положила одну грушу. Ребенок: Вы положили одну грушу, а я положил на тарелку три груши и т.д. Логопед: Как только вы перевернули карточки, я на дороге увидела одну красную машину. Ребенок: Как только Вы увидели одну красную машину на дороге, я увидел две синие машины на дороге и т.д. Логопед: (Дети смотрят на свои карточки и карточки логопеда.) Если я тебе, Маша, отдала одну шубу, то ты мне дай две шубы. Ребенок: Если я Вам отдам две шубы, то Вы мне дайте одного ежа и т. ПРИЛОЖЕНИЕ К ИГРАМ:
|