Четверг
13.12.2018
13:53
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Главная » Файлы » Развитие речи » Фонематический слух

Формирование фонематических представлений у дошкольников
08.12.2013, 12:15
Основные направления логопедической работы:

1.     Развитие  фонематического  восприятия. 

·        Узнавание  неречевых  звуков, звуков речи. («Звучащие коробочки», «Звуки природы», «Звуки окружающего мира: шум машины, стуки и т.д.»)

·        Различные  высоты,  силы,  тембра  голоса  на  материале звуков,  слов  и  фраз. 

·        Различение  слов,   близких   по   звучанию.

·        Дифференциация  фонем  и  слогов. 

·        Развитие   навыков   элементарного звукового анализа.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить  все недостатки  в  произношении  фонем  (искажения,  замены,   отсутствия звука).

3.     Развитие навыков звукового анализа и синтеза

·        Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.

·        Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.

·        Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

·        Выделять  любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки  в  слоги,  слоги  в  слова.

·        Уметь определять  последовательность  звуков  в  слове  и  количество слогов.

·         Придумывать слова на заданный звук или слог.

 4.  Затем идет обогащение  словарного  запаса  и  развитие   практического   умения  пользоваться им, развитие грамматических навыков, развитие связной речи и т.д.


Поэтому в первую  очередь  ставится  задача  упорядочить  фонетическую сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.

В первую очередь специальными  логопедическими  приёмами  исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся  звуков.  При устранении недостатков  звукопроизношения  следует  соблюдать  строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической  группы,  с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход  от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию  звукового анализа и синтеза.     

            Независимо от того, с детьми какого уровня  общего  недоразвития  речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

а) направить внимание детей на звуковую сторону речи;

б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

в) отработать  и  уточнить  артикуляцию  сохранных  звуков,  т.е.  тех звуков, которые изолированно  произносящихся  правильно,  но  в  речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;

г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые сменивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с  которым  дети пришли на логопедические занятия, а затем  постепенно  подвести  их  к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза  позволяет  детям  не только отчётливо произносить целые слова,  выделять  из  них  число  и последовательность звуков, но и впоследствии правильно прочитывать их.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два  года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод делится на два этапа:

  1. Первый год  обучения.  Безбуквенный  период.  Проводится  звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

  2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится  звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

 
На БЕЗБУКВЕННОМ этапе обучения  необходимо  развивать  у  дошкольников интерес к занятиям и  формировать  осознанное  овладение  фонетической системой языка. Пробудить познавательный  интерес  помогают  различные игры и игровые приёмы.

Дидактическая  игра  —  средство  обучения,  поэтому  она  может  быть использована на занятиях учителем-логопедом. В  то  же  время  игра  — основной вид деятельности детей.  Таким  образом,  дидактическая  игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно,  что  бы  эти две цели дополняли друг друга  и  обеспечивали  усвоение  программного материала.

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и про­износятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они дол­жны знать, что эти звуковые человечки живут лишь в ре­чевой стране Говоруний (город Красивой речи). Да­вайте познакомимся с ними и с их фонетическим миром.

            Поэтому  на  БЕЗБУКВЕННОМ  этапе  обучения  дети  пользуются  пособием изготовленным для звукового анализа слова. («Мальчики», «Девочки»)

            На занятиях  по  формированию  фонетической  стороны  речи  постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал:

Изучая гласные звуки, вводится образ  —  «девочка». Шесть гласных звуков [у, а, и, э, о, ы] — шесть дево­чек. Их материнское слогооб­разующее начало рождает ме­лодию слов. Полуоткрытый рот у фигурок-символов гово­рит о свободном выдохе воз­духа: гласные легко поются; губы — на схематич­ную артикуляцию.

Изучая  согласные звуки, вводится образ — «мальчик». Эта мужская половина слов участвует в их строитель­стве и преобразовании на фун­даменте гласных звуков. Сжа­тые губы — символ преград на пути выдыхаемого возду­ха. Песенок у согласных не получается: они свистят, ши­пят, вибрируют, взрываются, их можно потянуть [ж — ж — ж], но не пропеть! Артикуля­ция у согласных не изображе­на. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным звуком дети должны уточнить положение губ и языка: под­ражая взрослому, глядя в зер­кало (самоконтроль) и друг на друга (взаимоконтроль). Звонкие согласные произно­сятся голосом и с шумом. 

Затем  проводится  анализ  обратных слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и  «мальчик». Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу  прямого  слога.

Сочетание согласного  с  гласным  (СГ)  обозначается  одной  картиной: «мальчики девочка стоят парой».

а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание  согласного  и  гласного (СГ). Так, артикуляция гласного готовится в самом начале  произнесения слога  (СГ):  МА,  ПА,  КА  т.  д.  Артикуляция  гласного  влияет   на артикуляцию согласного. Эта взаимообусловленность обеспечивает прочное сочетание звуков в прямых открытых слогах (типа  СГ).  Звуки  в  таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребёнку трудно первоначально отделить  согласный  в  сочетании  СГ.  Например, разбирая слово лампа, часто вместо первого  звука  [л]  дети  называют

целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот  комплекс  звуков  как единое целое, ведь артикуляторная пауза между  звуками  не  возникает, что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать  это умение — значит решить  одну  из  главных  задач  подготовки  детей  к обучению грамоте.

Таким образом,  в  безбуквенный  период  обучения  дети  знакомятся  с основными единицами чтения: сочетанием  СГ  (карточка  с  изображением «мальчика и девочки») и звуком вне  сочетания  (карточки  «мальчик»  и «девочка»  по  отдельности). 

Также для выделения звука из заданного положения в слове нужно подключать дополни­тельные сенсорные сигналы.

•      При определении последне­го звука в слове взрывной согласный можно «бросить» (сказать) на ладошку, слег­ка отделив его от предыду­щих звуков. Соединяя след от воздушной струи с утри­рованным произношением звука, ребенок легко назы­вает его.

•      При подражании взрослому одновременно с произнесе­нием взрывного согласного в любом положении в слове «поймать» его резким дви­жением руки в кулачок, словно комара схватить.

•      Гласные и щелевые соглас­ные нужно потянуть, пред­варительно обратив внима­ние детей на самый длин­ный звук в слове. Во время его произношения предло­жить «поскользить» с ним словно по веревочке рукой: нос__ок, нос__.

•  Для нахождения слов с за­ данным звуком среди дру­гих слов можно хлопнуть ладошкой, если услышишь заданный звук в слове. 

Данными  единицами  чтения   они   будут пользоваться на протяжении всего периода обучения.

К концу  года  дети могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и выполнять полный звуковой анализ и синтез.

На  БУКВЕННОМ  этапе  обучения,  соответственно   вводятся   буквы   и совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное  пособие используется на занятиях, только дополняется  фишками,  которые  будут служить «рубашками» для «девочек»  и  «мальчиков».  Мягкие  и  твёрдые согласные будут различаться по цвету. Обычно  используют  два цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и в данном пособии фишки — «рубашки» двух  цветов: синие – твёрдые согласные,  зеленый  цвет  –  мягкие  согласные.  В границах одной сло­варной и фонетической темы хозяйничает один и тот же звуковой человечек. Также отличить один звук от другого звука помога­ют картинки — эмблемы, изображенные на костюмчиках. Имя звука вы­деляется из начала их назва­ния: КОТ — К, КИТ — К'. (Тим и Том)

Звонкость  и  глухость согласного будет обозначаться наличием  или  отсутствием  на  фишке  - «рубашке»  «колокольчика».  Тактильное  ощущение  вибрации   голосовых связок переходит в зрительный образ «колокольчик». 

Данное пособие может использоваться на каждом занятии по обучению грамоте, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа  и  синтеза  слов.

Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги и слова из пройденных букв. Использование на занятии данного  пособия, позволяет  составлять  и  анализировать  слова  любой   звуко-слоговой структуры, что решает задачу опережающего обучения.

Данный приём  позволяет  широко  раскрыть  все  возможности  звукового аналитико-синтетического метода и служить надежной профилактикой дислексии.

Следует отметить, что на БУКВЕНОМ этапе обучения  у  детей  возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий на букву.

Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или  ворота, Н – носилки и т. д. (Пособие). Символы, наглядные образы  помогают детям запомнить  начертания  и  пространственное  расположение  буквы.

Конечно, наряду с данным способом запоминания используются  и  другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из  палочек,  печатание, раскрашивание, штрихование  букв. 

Знакомству со слогами предшествует ориентация в пространственной структуре слова. Дети учатся определять местоположение заданного звука в начале, середине и конце слов. Делать это можно с помощью:

—матрицы, состоящей из трех ячеек; при нахождении местоположения звука первая, средняя или последняя ячей­ка закрывается квадратной фишкой. (Пособие)

— синим или зеле­ным костюмчиком заданного звука или самим звуковым человечком;

—разрезной трехчастной картинки звуковой птички, клюв которой  первый звук в слове, хвостик — последний, крылышки и лапки — все звуки из середины слова («Синичка»)

—слова-домика со слогами-подъездами. (Пособие)

Уточнив порядковое место слога с заданным звуком, нужно закрыть фишкой или закрасить соответствующий квадратик — подъезд или «поселить» туда звуко­вого человечка. Подбирая слово с заданным звуком в определенном слоге, желательно опираться на схематичное изображение.

     Например, двухподъездный домик, первый квадратик которого отмечен синей фишкой звука [л], подска­зывает такие слова как ЛЫ­ЖИ, ПАЛ-КИ...

—  Звуковые человечки с эмблемами, как носители кон­кретного имени, могут зага­дывать детям слова с опреде­ленными звуками. Так, для мальчика-звука в синем кос­тюмчике с паровозиком дети придумывают слова со звуком [п] (суп, пыхтит, пушистый...).

Эмблема петушка на зеленом костюмчике побуждает подби­рать  слова  со  звуком  [п'] (пить,  пирог,   степь,   пест­рый...).

Звуковые человечки могут путешествовать по помеще­нию и отмечать своим прикос­новением предметы, в назва­нии которых слышатся их имена.

Во время автоматизации звуков соответствующие маль­чики-согласные в качестве ус­ловных сигналов напоминают о правильном звукопроизношении.


9. Там, где рядом находят­ся два звуковых человечка и более, нужно определять их порядок или сливать их в сло­во, например:

—  в слове МАК первый звук — [м], второй — [а], тре­тий — [к];

—  в слове  МЕЛ  первый звук — [м'], второй — [э], тре­тий — [л].

Фонетическая культура раз­вивается постепенно. Поэтому ее воспитание проводится на речевых занятиях, в специаль­но организованной и свободной деятельности детей в есте­ственных и смоделированных коммуникативно-познаватель­ных ситуациях.



            Изучая  новые  буквы  и  анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.

            Составляется предложение по специально  подобранной  картинке  или  по опорным словам. Даётся правило: Первое слово в предложении  пишется  с большой буквы в  конце  предложения  ставится  точка.  Чертится  схема предложения. Определяется количество и порядок слов  в  предложении.  Все  слова  в предложении пишутся отдельно.

            Слова в предложении делятся на слоги.

            Выполняется полный звуковой анализ слов.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения  грамоте,  является основным  в  предупреждении  дислексии.  Применяя  его  на   практике, значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны  речи.

            Работа ведётся с использованием  современных  методик:  Т.А.  Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Л.П. Успенской, М.Б. Успенский (1996 г.), В.И.  Городилова,  М.З. Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.).

            Исследуя звукопроизношения и фонематическое  восприятие,  был  отмечен значительный рост звукового анализа и синтеза. Это  позволило  создать базу  для  полной  и  значительной  коррекции   речевых   дефектов   с последующим выпуском детей в массовую школу.


ЛИТЕРАТУРА
   1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989
   2) Р.Е. Левина   Основы теории и практики логопедии М., 1968.
   3) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии М.,1989
   4)  Н.С.Жукова,   Е.М.Мастюкова,   Т.Б.   Филичева   Преодоление   общего
      недоразвития речи М., 1990
   5) А.Н. Корнев Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995
   6) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся  начальных
      классов М., 1991
   7) Т.А. Ткаченко если дошкольник плохо говорит С Петербург, 1997
   8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С Петербург 1999-
   9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо М., 1995
  10)  Т.Б.  Филичева  Г.В.  Чиркина  Подготовка  к  школе  детей  с   общим
      недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993г.
Категория: Фонематический слух | Добавил: Сурус
Просмотров: 1067 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz