«Учусь правильно дышать»
Цель: Познакомить родителей с доступными приемами развития правильного дыхания детей.
Зачем нужно обучать детей правильно дышать?
С первым криком ребёнка лёгкие делают первый вдох и потом, на протяжении всей жизни, мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека говорить не приходится. Но всё чаще приходится говорить о правильном дыхании. Особенно, как логопеда, меня волнует вопрос речевого дыхания, ведь речь – это озвученный выдох. Очень часто ко мне на занятия попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания. Голос таких детей слабый, тихий, малыш часто делает вдохи, ему не хватает воздуха закончить предложение.
При работе с такими ситуациями можно воспользоваться специальными методиками, но я расскажу вам о тех приёмах развития речевого дыхания, которые можете применить вы, введя их в повседневную жизнь своего ребенка.
Условно приёмы по развитию правильного речевого дыхания можно разделить на три подгруппы. Сейчас я вас с ними познакомлю:
1. Упражнения.
- Зажать правую ноздрю пальцем правой руки — глубокий вдох, выдох ртом, медленно и плавно. Всё повторяем с левой стороны. Упражнение повторяем 5-10 раз.
- Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку (например, резиновую уточку). Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся.
- Раз мы заговорили об упражнениях на развитие речевого дыхания, то нельзя не вспомнить знаменитую дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.
2. Игры.
Родителям предлагаются на выбор несколько игр:
- Катание друг другу через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, одним словом любого катающегося предмета.
- Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега), снежинки, конфетти, пушинки,
- Мыльные пузыри! Надо надуть самый большой! Можно посоревноваться с мамой.
- Бумажный кораблик спустить на воду и взять на себя роль «попутного ветра». Чей кораблик доберётся быстрее до берега?!
- Сделайте ворота из подручного материала (коробка, конструктор), возьмите лёгкий шарик и поиграйте с ребёнком в футбол. Нужно дуть на шарик и загнать его в ворота.
Также можно поиграть в такие забавы:
3. Забавы.
- Приучите ребёнка пить его повседневные напитки через трубочки. Но это ещё не всё: в стакан можно налить простой воды и устроить бурю в стакане, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.
- Задувание свечи. Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).
- Вспомните губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов – дети от них в восторге. Не забудьте о надувании воздушных шариков.
А сейчас я расскажу вам о правилах выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.
2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.
3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.
4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка:
- Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос,
- Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки,
- Выдох должен быть длинным и плавным,
- Губы лучше немного скруглить/вытянуть.
5) Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
Желаю Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания. Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи.
|