Многие родители детей 5-6 лет переживают, как подготовить ребенка к школе,
ведь требования при поступлении в 1-й класс очень высокие. Надеемся, что вам
помогут наши рекомендации по обучению детей чтению и письму.
Подготовку к школе (по любому предмету) нужно начинать с особого
психологического климата, особенно для детей, которые не ходят в детский сад.
Посещающие детский сад дети постепенно привыкают к тому, что нужно какое-то
время выполнять задания педагога, сидеть в классе. А вот «домашние» дети еще к
этому не приучены.
Помните, что ребенок познает мир в игре. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш
малыш с интересом начинал занятия. Чем больше игровых вариантов вы придумаете,
тем больших успехов добьетесь.
Как же научить ребенка читать, чтобы после нашего обучения не пришлось его
переучивать?
Часто дети приходят в школу, уже умея читать. Они выучили буквы под наблюдением
взрослых и начали читать. Однако нередко их учили читать побуквенно. Это
значит, что вначале ребенок (вслух или про себя) называет все буквы в слове, а
затем складывает их в слова. Нередко при таком чтении окружающие слышат:
Мэ-а-мэ-а ( мама), Сэ-тэ-о-лэ ( стол) и др.
Дело в том, что ребенка научили названию букв «а», «бэ», «вэ», а не их
звуковому произношению. И о том, что читаем и пишем мы буквы, а слышим и
произносим звуки, знают далеко не все родители. Как этого избежать?
Купите ребенку яркую «Азбуку в картинках» или кубики с буквами. Просто
называйте буквы, а он пусть повторяет за вами. При этом произносятся не
названия букв («эм», «эс», «эн», «ка»), а звуки («м», «с», «н», «к»). Для
начала достаточно выучить 8-10 букв, из которых можно составить самые простые
слова: «ау», «он», «кот», «сок» и т.д. Чтобы ребенок запомнил буквы, подумайте
вместе с ним, на что каждая буква похожа. Например, буква «ж» похожа на жука
(нарисуйте жучка с ногами в форме буквы «ж»), буква «с» - на месяц, буква «д» -
на домик, буква «о» - на колесо и т.д. Пусть ребенок сам подбирает
соответствия. Можно заучивать буквы, занимаясь звукоподражанием. Например: «Как
рычит тигр?» -Р-р-р! «Как шуршат листья?» - Ш-ш-ш!
Для заучивания букв хорошо подходит игра
«Подбери соответствия»: вы показываете ребёнку картинки с изображением
разных животных, птиц и картинки с предметами. При этом предлагаете каждому
животному подобрать предмет, начинающийся с той же буквы. Например, котику –
клубок, белке – булку, медведю – мячик и т.д. Для лучшего запоминания образа
букв, их можно конструировать из пластилина, верёвочки, палочек, пуговиц. По
мере изучения букв, надо учить детей читать слогами: ма-мо-му-мы, ак-ок-ук-ык.
Чтобы придать какую-то систему такому обучению, стоит приобрести «Кассу букв и
слогов» или магнитную азбуку. Они-то и помогут ребёнку овладеть слоговым
чтением. Составляйте слова для чтения. Старайтесь подбирать слова так, чтобы
они были похожи по звучанию, отличались одной или несколькими буквами,
ударением:
Лес – лесок – песок – сок – сон – сын – сыр – сыч,
Замок – замок, Белки – белки, Ирис – ирис.
После того как дети научатся читать слоги и слова, можно переходить к
чтению предложений и небольших текстов.
При чтении необходимо соблюдать некоторые правила:
- следите, чтобы слоги в словах читались плавно;
- не допускайте придумывания окончаний слов ребёнком при чтении;
- шрифт для чтения слов должен быть крупным;
- предложения и слова – достаточно простыми по структуре;
- сюжет увлекательным;
- проверять, понимает ли ребёнок то, что прочитал;
- учите ребёнка соблюдать паузы между предложениями;
- постепенно переходите к выразительному чтению текстов (если ребёнок
читает уже достаточно быстро).
Пусть в вашем доме всегда будут красивые, красочные детские книги.
Рассматривайте их с ребёнком, при чтении постарайтесь остановиться на самом
интересном месте.
Тогда ваш читатель наверняка захочет узнать продолжение.