Суббота
20.04.2024
11:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Авторские разработки » Авторские разработки

Конспект
05.12.2013, 21:50

Цель. Формирование звуковой стороны речи посредством закрепления правильного произношения звука [Щ]  у детей с ОНР на материале лексической темы «Весна».
Задачи:
·        Учить употреблять существительные с увеличительными суффиксами -ище, -ища.
·        Продолжать учить детей составлению  денотативно-графической схемы рассказа, соблюдая последовательность происходящих событий;
·        Уточнить и закрепить представления о согласных звуках и их признаках (твердый - мягкий, глухой - звонкий).
·        Закрепить произношение звука [Щ] изолированно, в словах, предложениях;
·        Совершенствовать фонематический слух (определять наличие и место звука в слове);
·        Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление в ходе выполнения проблемных заданий;
·        Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Оборудование: запись фрагментов музыкальных произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского, конверт с заданиями, картинка с изображением птицы щегла, индивидуальные зеркала по количеству детей, символы звуков, дидактическая игра «Третий лишний», колокольчик, бубен, дидактическая игра «Синичка», мяч, картинки для составления рассказа «Щеглы».

Ход занятия:
1.     Орг. момент:
Логопед: Ребята, я вам приготовила музыкальные загадки, каждая из этих загадок похожа на одно из четырех времён года. Я предлагаю вам послушать музыку и угадать, о каком времени года эта музыкальная загадка? (Да.) Слушайте внимательно (включается запись). (Дети отгадывают). Назовите все времена года по порядку, начиная с зимы (зима, весна, лето, осень).
Логопед: Хорошо, музыкальные загадки вы отгадали, а у меня для вас еще одна загадка припасена:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Логопед: Нам пришло письмо, как вы думаете от кого?  (От весны). Весна хочет проверить, готовы ли вы её встретить, очень ли вы её ждете и любите. А для этого она приготовила вам несколько заданий – испытаний. Если вы справитесь со всеми  её заданиями, то она не заставит себя долго ждать. Вы хотите поскорей встретить весну, готовы к испытаниям? (Готовы).

Логопед: В своем письме весна решила рассказать об одном её друге, послушайте и догадайтесь о ком идет речь: 
Умывается росой, крылья с желтой полосой,
Он наряден, а не гол – птица певчая … (Щегол).
(Логопед показывает картинку с изображением щегла).

Логопед: Когда мы произносим слово щегол, то какой звук слышится в начале слова, произнесите его? (Звук [Щ]). А как правильно произносится звук [Щ], нам подскажет зеркальце. Пройдите за столы, возьмите в руки зеркала.

2. Артикуляция звука.
Логопед: Посмотрите на положение, которое занимают ваши губы и зубы, когда вы произносите звук [Щ]. В каком положении  губы? (Вытягиваются вперед); В каком положении зубы? (Заборчиком?)

3. Характеристика звука.
Логопед: Если произносить звук нам помогают губы, зубы и язычок, то как мы называем такие звуки: гласные или согласные? (Согласные).
Логопед: Что вы знаете про звук [Щ]. Он какой? (согласный, мягкий, глухой).
Логопед: А сейчас я предлагаю выбрать символы для звука [Щ]:
У вас на столах лежат символы звуков, выберете только те, которые подходят к звуку [Щ]. (зеленый круг, колокольчик, «подушка»)
Логопед: Молодцы, с этим заданием – испытанием вы справились, звук [Щ] согласный, мягкий, глухой.

4.     Д/И «Третий лишний»
Логопед: Весна приготовила вам игру. Правила игры такие: среди трёх картинок, есть одна, в которой нет звука [Щ], я предлагаю самым внимательным назвать то, что изображено на картинках и убрать лишнюю. Если вы ответите правильно, то весна подаст сигнал – звон капели (звучит колокольчик), а если вы ошибетесь – раздастся гром (звучит бубен).
Логопед показывает указкой на ряд из трех картинок, а дети называют их по порядку и говорят, какая из них лишняя.
Логопед: Умницы, и это задание  оказалось вам по плечу.

5.     Дидактическая игра «Синичка»
Логопед: А для выполнения следующего задания вам потребуется помощь. И к вам на помощь спешат наши друзья – «синички». Вспомните, как они нам помогают? (Синички помогают находить место звука в слове). Правильно, и сегодня они нам помогут находить в словах звук [Щ]. Расскажите, что означают части тела синички? (голова – начало слова, туловище – середина слова, хвост – конец слова).
Я показываю вам картинку, вы её называете и показываете нужную часть синички.
Проводится игра.
Логопед: Благодаря нашим друзьям синичкам, вы снова справились с заданием.
Но следующие испытания будут еще сложней, а для этого вам надо чуть-чуть подрасти и окрепнуть. Вы хотите подрасти? (Да). Выходите на ковер, становитесь в круг.
Выполняйте вместе со мной зарядку и запоминайте все слова со звуком [Щ].

6.     Физминутка с элементами логоритмики «Маленький - большой»:
Логопед:
Я еще очень мал,
Но хочу большим чтоб стал.
Будет у меня не голосок, а голосище.
Будут у меня не ручки, а ручища,
Будет у меня не кулачок, а кулачище.
Будут у меня не ножки, а ножища.
Обую свои ноги в большие сапожища.
Лужу я перешагну,
Ветку дерева согну,
Дома маме помогу
И уберу всех чище.

7.     Д/И с мячом «Скажи наоборот»
Логопед: А сейчас я проверю, хорошо ли вы запомнили слова из нашей игры. Я буду бросать вам  мяч и называть маленький предмет, а вы мне возвращать его и называть тот же предмет, но большой. Например: голос – голосище.
Слова: голосок, ручка, кулачок, ножка, сапожки, ручки, кулачки, сапожок.

Логопед: Как хорошо вы справились с заданием, после зарядки, стали сильнее и внимательнее. А в конверте осталось последнее задание, мы обязательно с ним справимся.

8.     Развитие связной речи.
Весна приготовила нам картинки, из которых можно составить рассказ о нашем друге - щегле. Сначала послушайте  рассказ.
Рассказ:     Весной прилетают щеглы.
                   Щеглы ищут веточки и сучья.
                   Из веточек они строят гнезда.
                   В гнездах они выводят щеглят.
                   Щеглята не умеют добывать себе пищу.
                   Пищу приносят щеглы.

Логопед: Если вы внимательно слушали рассказ, то без труда найдете  картинки, которые к нему подходят. Выбирать картинки и составлять рассказ мы будем вместе. Я буду снова читать рассказ, а вы ищите подходящие картинки.

Логопед читает по одному предложению, дети находят картинки, прикрепляют их на магнитную доску.
Постепенно  составляется  денотативно-графическая схема рассказа (По В.К. Воробьевой).
Затем дети совместно пересказывают рассказ уже по схеме.

9.      Итог занятия:
Логопед: Ох, каким сложным было последнее задание, но вы выполнили и его, какие же вы сообразительные! Ведь заданий было так много, вспомните их. (Дети называют все задания, которые были на занятии).

Играет музыка «Весна пришла».
Логопед: Ой, ребята, а ведь  весна уже наступила, и  всё занятие наблюдала за нами через окно. Посмотрите как солнечно и ясно, давайте подойдем к окну и помашем весне рукой, в знак того, что мы очень ей рады.
Дети вместе с логопедом  подходят к окну и машут весне рукой.

Занятие окончено.

Категория: Авторские разработки | Добавил: Сурус
Просмотров: 509 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz