Цель. Формирование звуковой стороны речи посредством закрепления правильного произношения звука [Щ] у детей с ОНР на материале лексической темы «Весна». Задачи: · Учить употреблять существительные с увеличительными суффиксами -ище, -ища. · Продолжать учить детей составлению денотативно-графической схемы рассказа, соблюдая последовательность происходящих событий; · Уточнить и закрепить представления о согласных звуках и их признаках (твердый - мягкий, глухой - звонкий). · Закрепить произношение звука [Щ] изолированно, в словах, предложениях; · Совершенствовать фонематический слух (определять наличие и место звука в слове); · Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление в ходе выполнения проблемных заданий; · Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Оборудование: запись фрагментов музыкальных произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского, конверт с заданиями, картинка с изображением птицы щегла, индивидуальные зеркала по количеству детей, символы звуков, дидактическая игра «Третий лишний», колокольчик, бубен, дидактическая игра «Синичка», мяч, картинки для составления рассказа «Щеглы».
Ход занятия: 1. Орг. момент: Логопед: Ребята, я вам приготовила музыкальные загадки, каждая из этих загадок похожа на одно из четырех времён года. Я предлагаю вам послушать музыку и угадать, о каком времени года эта музыкальная загадка? (Да.) Слушайте внимательно (включается запись). (Дети отгадывают). Назовите все времена года по порядку, начиная с зимы (зима, весна, лето, осень). Логопед: Хорошо, музыкальные загадки вы отгадали, а у меня для вас еще одна загадка припасена: Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает? (Весной)
Логопед: Нам пришло письмо, как вы думаете от кого? (От весны). Весна хочет проверить, готовы ли вы её встретить, очень ли вы её ждете и любите. А для этого она приготовила вам несколько заданий – испытаний. Если вы справитесь со всеми её заданиями, то она не заставит себя долго ждать. Вы хотите поскорей встретить весну, готовы к испытаниям? (Готовы).
Логопед: В своем письме весна решила рассказать об одном её друге, послушайте и догадайтесь о ком идет речь: Умывается росой, крылья с желтой полосой, Он наряден, а не гол – птица певчая … (Щегол). (Логопед показывает картинку с изображением щегла).
Логопед: Когда мы произносим слово щегол, то какой звук слышится в начале слова, произнесите его? (Звук [Щ]). А как правильно произносится звук [Щ], нам подскажет зеркальце. Пройдите за столы, возьмите в руки зеркала.
2. Артикуляция звука. Логопед: Посмотрите на положение, которое занимают ваши губы и зубы, когда вы произносите звук [Щ]. В каком положении губы? (Вытягиваются вперед); В каком положении зубы? (Заборчиком?)
3. Характеристика звука. Логопед: Если произносить звук нам помогают губы, зубы и язычок, то как мы называем такие звуки: гласные или согласные? (Согласные). Логопед: Что вы знаете про звук [Щ]. Он какой? (согласный, мягкий, глухой). Логопед: А сейчас я предлагаю выбрать символы для звука [Щ]: У вас на столах лежат символы звуков, выберете только те, которые подходят к звуку [Щ]. (зеленый круг, колокольчик, «подушка») Логопед: Молодцы, с этим заданием – испытанием вы справились, звук [Щ] согласный, мягкий, глухой.
4. Д/И «Третий лишний» Логопед: Весна приготовила вам игру. Правила игры такие: среди трёх картинок, есть одна, в которой нет звука [Щ], я предлагаю самым внимательным назвать то, что изображено на картинках и убрать лишнюю. Если вы ответите правильно, то весна подаст сигнал – звон капели (звучит колокольчик), а если вы ошибетесь – раздастся гром (звучит бубен). Логопед показывает указкой на ряд из трех картинок, а дети называют их по порядку и говорят, какая из них лишняя. Логопед: Умницы, и это задание оказалось вам по плечу.
5. Дидактическая игра «Синичка» Логопед: А для выполнения следующего задания вам потребуется помощь. И к вам на помощь спешат наши друзья – «синички». Вспомните, как они нам помогают? (Синички помогают находить место звука в слове). Правильно, и сегодня они нам помогут находить в словах звук [Щ]. Расскажите, что означают части тела синички? (голова – начало слова, туловище – середина слова, хвост – конец слова). Я показываю вам картинку, вы её называете и показываете нужную часть синички. Проводится игра. Логопед: Благодаря нашим друзьям синичкам, вы снова справились с заданием. Но следующие испытания будут еще сложней, а для этого вам надо чуть-чуть подрасти и окрепнуть. Вы хотите подрасти? (Да). Выходите на ковер, становитесь в круг. Выполняйте вместе со мной зарядку и запоминайте все слова со звуком [Щ]. 6. Физминутка с элементами логоритмики «Маленький - большой»: Логопед: Я еще очень мал, Но хочу большим чтоб стал. Будет у меня не голосок, а голосище. Будут у меня не ручки, а ручища, Будет у меня не кулачок, а кулачище. Будут у меня не ножки, а ножища. Обую свои ноги в большие сапожища. Лужу я перешагну, Ветку дерева согну, Дома маме помогу И уберу всех чище.
7. Д/И с мячом «Скажи наоборот» Логопед: А сейчас я проверю, хорошо ли вы запомнили слова из нашей игры. Я буду бросать вам мяч и называть маленький предмет, а вы мне возвращать его и называть тот же предмет, но большой. Например: голос – голосище. Слова: голосок, ручка, кулачок, ножка, сапожки, ручки, кулачки, сапожок.
Логопед: Как хорошо вы справились с заданием, после зарядки, стали сильнее и внимательнее. А в конверте осталось последнее задание, мы обязательно с ним справимся.
8. Развитие связной речи. Весна приготовила нам картинки, из которых можно составить рассказ о нашем друге - щегле. Сначала послушайте рассказ. Рассказ: Весной прилетают щеглы. Щеглы ищут веточки и сучья. Из веточек они строят гнезда. В гнездах они выводят щеглят. Щеглята не умеют добывать себе пищу. Пищу приносят щеглы.
Логопед: Если вы внимательно слушали рассказ, то без труда найдете картинки, которые к нему подходят. Выбирать картинки и составлять рассказ мы будем вместе. Я буду снова читать рассказ, а вы ищите подходящие картинки.
Логопед читает по одному предложению, дети находят картинки, прикрепляют их на магнитную доску. Постепенно составляется денотативно-графическая схема рассказа (По В.К. Воробьевой). Затем дети совместно пересказывают рассказ уже по схеме.
9. Итог занятия: Логопед: Ох, каким сложным было последнее задание, но вы выполнили и его, какие же вы сообразительные! Ведь заданий было так много, вспомните их. (Дети называют все задания, которые были на занятии).
Играет музыка «Весна пришла». Логопед: Ой, ребята, а ведь весна уже наступила, и всё занятие наблюдала за нами через окно. Посмотрите как солнечно и ясно, давайте подойдем к окну и помашем весне рукой, в знак того, что мы очень ей рады. Дети вместе с логопедом подходят к окну и машут весне рукой.
Занятие окончено.
|