Проект детско-родительского клуба «Школа логопеда»
Актуальность проекта:
В настоящее время нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Согласно статистическим данным число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем, актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.
Согласно исследованиям Т.А. Ткаченко, В.П. Глухова, С.В. Коноваленко, Т.Б.Филичевой и др., дети с нарушениями речи обладают скудным речевым запасом, не могут полноценно общаться с другими людьми. У них наблюдается нестабильное внимание, быстрое забывание материала, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий, сюжета какого-либо текста, проблемы речевого обобщения. Все это значительно усложняет обучение – овладение грамотой, Очень часто сознание своей неполноценности при попытках общения делает детей с речевыми патологиями замкнутыми, отстраненными.
За последнее время число детей с ограниченными возможностями здоровья (куда входят и дети с речевыми нарушениями) возросло. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы дети с нарушениями речи по численности занимают третье место (около 20%) после детей с образовательными затруднениями и нарушением интеллекта. И, несмотря на то, что большинство детей дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения, проблема организации коррекционно-педагогической помощи детям остается актуальной. Исключение не составляет и наш детский сад. Приоритетным направлением МДОУ «ДС №9 «Журавушка» является познавательно-речевое развитие детей.
Ежегодно в начале и конце учебного года учителя-логопеды нашего ДОУ обследуют речь воспитанников 3-7 лет.
Для получения полноценных представлений о состоянии речи детей использую разнообразные диагностические материалы и методики: Т.Б Филичевой, Г.А Каше, В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой. Применяя данный диагностический материал, выявляю нарушения со стороны звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у детей.
По результатам обследования комплектуются 2 группы компенсирующей направленности старших дошкольников. Однако в ДОУ имеются дети с речевыми нарушениями, которые не вошли в эти группы. Их родители имеют потребность в получении квалифицированной консультативной помощи. Многие из них, благодаря разнообразию специальной литературы, Интернет-ресурсам, пытаются самостоятельно повысить свою компетентность в вопросах речевого развития. Однако отмечу, что далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных Интернет-сайтах, соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, существует необходимость в установлении непосредственного контакта с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.
Таким образом, мы выявили проблему – в ДОУ имеются дети с трудностями в речевом развитии, их родители нуждаются в педагогической поддержке по данному направлению, а в ДОУ имеются недостаточные условия по организации помощи детям и родителям.
Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями и детьми, с помощью которой логопедическую помощь смогли получить все желающие. На базе детского сада было проведено анкетирование родителей воспитанников старших групп с целью выявления наиболее удобной формы объединения родителей и выяснения их потребностей в получении необходимых знаний в вопросах речевого развития. В анкетировании приняло участие 20 семей воспитанников, чьи дети нуждаются в коррекции речевых нарушений. Анкетирование показало, что 50 % родителей (10 семей) проявили желание в проведении практических логопедических мероприятий совместно с детьми, родителями и учителем-логопедом. У 6 семей (60%) родителей имеют трудности в проведении с детьми в домашних условиях артикуляционной и дыхательной гимнастики, 4 семьи (40%) имеют трудности в развитии фонематического слуха детей. Таким образом, в клуб «Школа логопеда» вошло 10 детей, нуждающихся во всестороннем развитии речи.
Учитывая результаты, мы выбрали инновационную форму вовлечения родителей в образовательный процесс. В 2015-2016 учебном году на базе ДОУ начал свою работу детско-родительский клуб “Школа логопеда”. Это объединение детей и родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи.
Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. На заседаниях клуба будет оказана теоретическая и практическая помощь родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений. Клуб является дополнительным компонентом воспитательно–образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения. Возможность посещать клуб имеют родители, желающие повысить свой уровень в вопросах развития и образования детей. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности и интересов.
Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц в вечернее время, продолжительность 40 минут.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2015 – май 2016 года.
Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста не посещающие группу компенсирующей направленности и их родители.
Цель проекта: создание условий по коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами детско-родительского клуба.
Задачи:
- Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, навыки правильного звукопроизношения у детей.
-
Воспитывать культуру речевого общения.
-
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
-
Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
-
Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
-
У детей сформируется правильное речевое (диафрагмальное) дыхание.
-
У детей сформируются артикуляционный аппарат, фонематический слух, навыки правильного звукопроизношения.
-
У детей сформируется культуру речевого общения.
-
У родителей повысится педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей.
-
Увеличится доля родителей вовлеченных в коррекционно-развивающий процесс.
-
Разработаны методические рекомендации для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач разработан поэтапный план реализации проекта.
Поэтапный план реализации проекта.
1 этап – организационный (сентябрь 2015 г.):
-
Диагностика речевого развития детей.
-
Анкетирование родителей для работы по реализации проекта.
-
Разработка плана реализации проекта, включая систему совместных мероприятий с родителями и детьми.
-
Подготовка материалов и оборудования.
2 этап – внедренческий (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.):
-
Проведение различных мероприятий для родителей (консультации, семинары, мастер-классы).
-
Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (игры, занятия, круглый стол).
-
Разработка методических рекомендаций для родителей.
3 этап – результативный (май 2016 г.):
-
Повторная диагностика речевого развития детей.
-
Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
-
Трансляция результатов на уровне ДОУ.
Разработан календарно-тематический план работы клуба на 2015-2016 учебный год.
Календарно-тематический план работы детско-родительского клуба
«Школа логопеда» на 2015-2016 учебный год
Месяц
|
Мероприятие
|
Тема
|
Цель мероприятия
|
Сентябрь
|
Организационное собрание с родителями
|
«Клуб – сообщество детей и родителей»
|
Знакомство с планом и особенностями работы клуба на учебный год.
|
Октябрь
|
Практикум
|
Путешествие с «Веселым язычком»
|
Изучение и применение комплекса упражнений, готовящих речевые органы к постановке звуков.
|
Ноябрь
|
Мастер-класс
|
«Учусь правильно дышать»
|
Обучение детей навыкам речевого (диафрагмального) дыхания.
|
Декабрь
|
Практикум
|
«Забавные шипящие»
|
Применение комплекса артикуляционных упражнений, необходимых для постановки шипящих звуков.
|
Январь
|
Практикум
|
«Упрямые сонорные»
|
Применение комплекса артикуляционных упражнений, необходимых для постановки сонорных звуков.
|
Февраль
|
Практикум
|
«Занимательная фонетика»
|
Применение игр на формирование звуковой культуры речи и фонематического слуха у детей.
|
Март
|
Круглый стол
|
«Я веду диалог»
|
Воспитание у детей навыков культуры речевого общения.
|
Апрель
|
Совместное итоговое мероприятие с родителями и детьми
|
«Что мы знаем и умеем»
|
Оценивание деятельности клуба
|
Список используемой литературы:
-
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.
-
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, АСТ, 2006.
-
Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.:
« ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2005.
-
Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». – М.2002.
-
Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4.
-
Волина В.В. Занимательное азбуковедение– М.: Просвещение, 1991.
-
Выгодская И.Г.Берковская Н.В. Звукоград ,Буквоград ,Златоустия –
М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999.
-
Дурова Н.В. Невская Л.Н. Поиграем в слова. – М.: Школьная пресса, 2003.
-
Дурова Н.В., Невская Л.Н. От звука – к букве. - М.: Школьная пресса , 2003.
-
Дурова Н. В., Невская Л. Н. От слова к звуку. - М.: Школьная пресса ,2003.
-
Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.
-
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста». – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
-
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
-
Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. -- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
-
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
-
Тютюнникова Т. Э.Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.
-
Ундзенкова А. В., Колтыгина Л.С. Звукарик .- Екатеринбург: Изд – во « ЛИТУР», 2004.
-
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.
-
Филичева Т Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа).- М., 1986.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие -- М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. - 244 с.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова.—— М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с. — (Библиотека логопеда-практика).
-
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002.
-
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2-е издание, переработанное и дополненное - Москва, 2007
|