Четверг
13.12.2018
14:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Главная » Файлы » Авторские разработки » Авторские разработки

Авторский проект детско-родительского клуба «Школа логопеда»
19.10.2015, 16:06

Проект детско-родительского клуба «Школа логопеда»

Актуальность проекта:

В настоящее время нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Согласно статистическим данным число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем, актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Согласно исследованиям Т.А. Ткаченко, В.П. Глухова, С.В. Коноваленко, Т.Б.Филичевой  и др., дети с нарушениями речи обладают скудным речевым запасом, не могут полноценно общаться с другими людьми. У них наблюдается нестабильное внимание, быстрое забывание материала, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий, сюжета какого-либо текста, проблемы речевого обобщения. Все это значительно усложняет обучение – овладение грамотой, Очень часто сознание своей неполноценности при попытках общения делает детей с речевыми патологиями замкнутыми, отстраненными.

За последнее время число детей с ограниченными возможностями здоровья (куда входят и дети с речевыми нарушениями) возросло. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы дети с нарушениями речи по численности занимают третье место (около 20%) после детей с образовательными затруднениями и нарушением интеллекта. И, несмотря на то, что большинство детей дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения, проблема организации коррекционно-педагогической помощи детям остается актуальной. Исключение не составляет и наш детский сад. Приоритетным направлением МДОУ «ДС №9 «Журавушка» является познавательно-речевое развитие детей.

Ежегодно в начале и конце учебного года учителя-логопеды нашего ДОУ обследуют речь воспитанников 3-7 лет.

Для получения полноценных представлений о состоянии речи детей использую разнообразные диагностические материалы и методики: Т.Б Филичевой, Г.А Каше, В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой. Применяя данный диагностический материал,  выявляю нарушения со стороны  звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у детей.

По результатам обследования комплектуются 2 группы компенсирующей направленности старших дошкольников. Однако в ДОУ имеются дети с речевыми нарушениями, которые не вошли в эти группы. Их родители имеют потребность в получении квалифицированной консультативной помощи. Многие из них, благодаря разнообразию специальной литературы, Интернет-ресурсам, пытаются самостоятельно повысить свою компетентность в вопросах речевого развития. Однако отмечу, что далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных Интернет-сайтах, соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, существует необходимость в установлении непосредственного контакта с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.

Таким образом, мы выявили проблему – в ДОУ имеются дети с трудностями в речевом развитии, их родители нуждаются в педагогической поддержке по данному направлению, а в ДОУ имеются недостаточные условия по организации помощи детям и родителям.

Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями и детьми, с помощью которой логопедическую помощь смогли получить все желающие. На базе детского сада было проведено анкетирование родителей воспитанников старших групп с целью выявления наиболее удобной формы объединения родителей и выяснения их потребностей в получении необходимых знаний в вопросах речевого развития. В анкетировании приняло участие 20 семей воспитанников, чьи дети нуждаются в коррекции речевых нарушений. Анкетирование показало, что 50 % родителей (10 семей) проявили желание в проведении практических логопедических мероприятий совместно с детьми, родителями и учителем-логопедом. У 6 семей (60%) родителей имеют трудности в проведении с детьми в домашних условиях артикуляционной и дыхательной гимнастики, 4 семьи (40%) имеют трудности в развитии фонематического слуха детей. Таким образом, в клуб «Школа логопеда» вошло 10 детей, нуждающихся во всестороннем развитии речи.

Учитывая результаты, мы выбрали инновационную форму вовлечения родителей в образовательный процесс. В 2015-2016 учебном году на базе ДОУ начал свою работу детско-родительский клуб “Школа логопеда”. Это объединение детей и родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи.

Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. На заседаниях клуба будет оказана теоретическая и практическая помощь родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений. Клуб является дополнительным компонентом воспитательно–образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения. Возможность посещать клуб имеют родители, желающие повысить свой уровень в вопросах развития и  образования детей. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности и интересов.

Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц в вечернее время, продолжительность 40 минут.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации проекта:  сентябрь 2015 – май 2016 года.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста не посещающие группу компенсирующей направленности и их родители.

Цель проекта: создание условий по коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами детско-родительского клуба.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, навыки правильного звукопроизношения у детей.
  2. Воспитывать культуру речевого общения.

  3. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

  4. Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

  5. Разработать методические рекомендации для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформируется правильное речевое (диафрагмальное) дыхание.

  2. У детей сформируются артикуляционный аппарат, фонематический слух, навыки правильного звукопроизношения.

  3. У детей сформируется культуру речевого общения.

  4. У родителей повысится педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей.

  5. Увеличится доля родителей вовлеченных в коррекционно-развивающий процесс.

  6. Разработаны методические рекомендации для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач разработан поэтапный план реализации проекта.

Поэтапный план реализации проекта.

1 этап – организационный  (сентябрь 2015 г.):

  • Диагностика речевого развития детей.

  • Анкетирование родителей для работы по реализации проекта.

  • Разработка плана реализации проекта, включая систему совместных мероприятий с родителями и детьми.

  • Подготовка материалов и оборудования.

2 этап – внедренческий  (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.):

  • Проведение различных мероприятий для родителей (консультации, семинары, мастер-классы).

  • Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (игры, занятия, круглый стол).

  • Разработка методических рекомендаций для родителей.

3 этап –  результативный   (май 2016 г.):

  • Повторная диагностика речевого развития детей.

  • Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

  • Трансляция результатов на уровне ДОУ.

Разработан календарно-тематический план  работы клуба на 2015-2016 учебный год.

Календарно-тематический план работы детско-родительского клуба

«Школа логопеда» на 2015-2016  учебный год

Месяц

Мероприятие

Тема

Цель мероприятия

Сентябрь

Организационное собрание с родителями

«Клуб – сообщество детей и родителей»

Знакомство с планом и особенностями работы клуба на учебный год.

Октябрь

Практикум

Путешествие с «Веселым язычком»

 

Изучение и применение комплекса упражнений, готовящих речевые органы к постановке звуков.

Ноябрь

Мастер-класс

«Учусь правильно дышать»

Обучение детей навыкам  речевого (диафрагмального) дыхания.

Декабрь

Практикум

«Забавные шипящие»

Применение комплекса артикуляционных упражнений, необходимых для постановки шипящих звуков.

Январь

Практикум

«Упрямые сонорные»

Применение комплекса артикуляционных упражнений, необходимых для постановки сонорных звуков.

Февраль

Практикум

«Занимательная фонетика»

Применение  игр на формирование звуковой культуры речи и фонематического слуха у детей.

Март

Круглый стол

«Я веду диалог»

Воспитание у детей навыков культуры речевого общения.

Апрель

Совместное итоговое мероприятие с родителями и детьми

«Что мы знаем и умеем»

Оценивание деятельности клуба

Список используемой литературы:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005.

  2. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, АСТ, 2006.

  3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.:

    « ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2005.

  4. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». – М.2002.

  5. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4.

  6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение– М.: Просвещение, 1991.

  7. Выгодская И.Г.Берковская Н.В. Звукоград ,Буквоград ,Златоустия –

         М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999.

  8. Дурова Н.В. Невская Л.Н. Поиграем в слова. – М.: Школьная пресса, 2003.

  9. Дурова Н.В., Невская Л.Н. От звука – к букве. - М.: Школьная пресса , 2003.

  10. Дурова Н. В., Невская Л. Н. От слова к звуку. - М.: Школьная пресса ,2003.

  11. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.

  12. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста». – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

  13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  14. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000

    Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. -- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.

  15. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

  16. Тютюнникова Т. Э.Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119.

  17. Ундзенкова А. В., Колтыгина Л.С. Звукарик .- Екатеринбург: Изд – во « ЛИТУР», 2004.

  18. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.

  19. Филичева Т Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа).- М., 1986.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие -- М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. - 244 с.
  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова.—— М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с. — (Библиотека логопеда-практика).
  3. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002.

  4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой 2-е издание, переработанное и дополненное - Москва, 2007

 

 

 

Категория: Авторские разработки | Добавил: Сурус
Просмотров: 1555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz