Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: - продолжать учить составлять рассказ-описание по серии картин; - закрепить навыки пересказа текста с опорой на модели; - обогащать словарный запас детей, знакомя детей с новыми словами; - закрепить знания детей о планетах солнечной системы; - развивать общую и речевую моторику путем синхронизации речи с движением;
Ход занятия: 1. Орг. момент: - Ребята, совсем недавно (12 апреля) в нашей стране отмечался праздник – день космонавтики. Вы хотите больше узнать о космосе, о планетах и звездах? (Да.) Тогда я приглашаю вас совершить увлекательное космическое путешествие.
2. Беседа: - Но, прежде чем мы отправимся в полет, ответьте на несколько вопросов: Как называется профессия людей, которые совершают полёт в космос? (Космонавты). На чем космонавты совершают полеты в космос? (На ракете или космическом корабле). Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (Смелые, выносливые, находчивые, любознательные, трудолюбивые, сообразительные...).
- Все верно, именно такими космонавтами мы будем, и отправимся сегодня в космический полет. Вы будете единой командой или, экипажем корабля. Но прежде, чем мы отправимся в полёт, вы должны придумать название для своего экипажа. (Если мы живем на планете Земля – то наша команда будет называться «Земляне»)
3. Физминутка: Итак, «Земляне», проверим вашу физическую подготовку: Встали дружно – три, четыре! Дети встают на ноги Руки выше, ноги шире! Руки вверх, ноги расставлены широко. В невесомости летим Удерживают равновесие на одной ноге Стать сильнее мы хотим! Мы присядем и подскочим, Присесть – подпрыгнуть. Очень трудно, между прочим. Провести тыльной стороной руки по лбу. Если станет очень сложно – Покачать головой, обхватив ее руками. Наша дружба нам поможет! Взяться за руки.
4. Закрепление знаний о планетах Солнечной системы: - Экипаж, к полету готов? (Готов). Приготовились, занять свои места в космическом корабле. (Дети встают друг за другом, логопед держит в руках макет ракеты). 5,4,3,2,1- Вот и в космос мы летим (Звук стартующей ракеты записан на магнитофон).
5. Беседа: - А пока мы летим, скажите, какие планеты солнечной системы вы знаете? А на какую планету вы хотели бы полететь? (Дети называют планеты) - Но может, все-таки, слетаем на планету Марс? (Да). - Об этой планете можно составить рассказ, а помогать составлять рассказ об этой планете нам будут картинки-подсказки. (Дети составляют рассказ с опорой на модели). 6. Составление рассказа-описания о планете Марс: Логопед показывает картинки, а дети составляют предложения и прикрепляют картинки на магнитную доску: Планета Марс вращается вокруг Солнца Марс называют красной планетой Над Марсом движутся розовые облака. По размеру Марс в 2 раза меньше Земли. На Марсе очень холодно. На поверхности Марса много вулканов.
7. Физминутка. - Вот мы и прибыли на планету Марс. Полет был долгим и утомил нас. Предлагаю немного размяться. Выходите, разомнитесь. Дети встают в круг Покрутитесь, потянитесь. Руки на поясе, поворот корпусом влево - вправо За руки скорей возьмитесь, Берутся за руки Наклонитесь – распрямитесь. Наклоны корпусом вперед - назад Чтобы шея не болела – Наклоните вправо-влево. Наклоны головы вправо-влево Быть здоровым каждый рад, Вот наклон вперед – назад. Наклон туловища вперед – назад Чтобы гибким стало тело, Наклон туловища вправо-влево Ты берись скорей за дело: Приседайте и вставайте, Присесть - встать От друзей не отставайте. Стали мы сильнее всех. Сжатые кулаки к плечам - «Показать силу» Впереди нас ждет успех! Руки вперед, большие пальцы вверх.
8. Составление рассказа по серии картин: - Вот мы размялись, окрепли, а здесь и, правда, никого нет. А может, мы их не видим, потому что они испугались, когда услышали звук ракеты и спрятались? Они не выходят к нам, потому что нас не знают, а расскажем мы о нас с помощью картинок. Им сразу станет все понятно. И если на планете Марс все-таки есть жители, то они выйдут к нам.
Рассказ: 1. Человек изобрел ракету, потому что всегда мечтал полететь к звездам. 2. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка. 3. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин. 4. Он то и увидел, что наша планета голубого цвета, потому, что на ней много морей и океанов. 5. Нашу планету населяют люди, животные и растения. 6. А еще мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, также как и другие планеты. 9. Пересказ: - Ну вот, наш рассказ-послание для марсиан о планете Земля готов. Кто сможет один рассказать о нашей планете? (Ребенок рассказывает).
10. Итог занятия: Логопед: - Какое было увлекательное путешествие! Мы узнали много нового и интересного. Но нам пора возвращаться на нашу планету.
|