Цель: Определить уровень развития связной речи.
Задания: Задание №1. Составление предложений по пяти отдельным картинкам, изображающих простые действия. Цель: выявить у детей умение построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т. е. состояло в решении определенной семантико-синтаксической задачи. Ребенку предлагаются картинки следующего содержания: 1) мальчик поливает цветы; 2) девочка несет снег на лопатке; 3) мальчик ловит бабочку; 4) девочка кормит кур; 5) девочка кормит кошку.
Задание №2. Составление предложений по трем картинкам («корзина», «грибы» «лес»). Цель: выявить способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и отображение их в виде законченной фразы – высказывания. Ребенку предлагалось назвать картинки, затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задачи я использовала вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка»?
Задание №3. Выявление возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре текст (сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.
Задание №4. Составление связного сюжетного рассказа по серии сюжетных картинок. Использовалась серия картинок «Молоко и Мурка» Е.К. Щербакова. 2001г. Данному виду задания предшествовал предварительный разбор содержания каждой из 3 картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки.
Задание №5. Составление рассказа на основе личного опыта. Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду. («На нашем участке»). В целях облегчения поставленной задачи, ребенку предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов – заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого ребенок составлял свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос повторялся.
Задание №6.Составление описательного рассказа. Цель: выявить возможности детей в создании словесного образа объекта, умение раскрывать признаки предмета в определённой последовательности.
Детям предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании игрушки дается следующая инструкция – указание: «Расскажи о своей игрушке: как она называется, какая она по величине; скажи, из чего она сделана» и т.д.
Задание №7.Завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку). Цель: выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложений текстовый и наглядный материал. Ребенку показывали картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки, дважды прочитывался текст незавершенного рассказа, и предлагалось придумать его продолжение.
Анализ данных Анализ данных обследования проводится на основе дифференцированной «уровневой» оценки выполнения экспериментальных заданий с использованием количественных и качественных критериев.
- I (хороший – 4 балла) – соответствующий возрастной норме; все задания выполнены самостоятельно и верно. - II (удовлетворительный – 3 балла) – «минимально достаточный» уровень; в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточнения; - III (недостаточный – 2 балла) – стойкое нерезко выраженное отставание; большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны; - IV (низкий – 1 балл) – выраженное отставание в овладении навыками речевых высказываний и средствами языка; при выполнении задания требуется значительная помощь, многие задания недоступны; - V (задание не выполнено – 0 баллов)
Программа «Использование методов наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР» (в сокращении) находится здесь
|