Среда
15.08.2018
17:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь логопеду

Игры и упражнения по лексическим темам
09.10.2014, 19:58

Сентябрь, 1-я      неделя

Лексическая тема недели: «Детский сад. Игрушки»

1.      Провести беседу «Кто работает в детском саду»

2.      Выучить стихотворения о воспитателе и помощнике воспитателя.

3.      Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад»

4.      «Помечтаем вместе» - если бы я был волшебником, что бы изменил в своем детском саду.

5.      «Что делает?» Составление предложений по предметным картинкам.

На столах у детей предметные картинки. Ребята перечисляют действия, которые можно выполнять с этими предметами. Воспитатель подходит к игровому уголку, посмотреть, какие игрушки там есть и рассказать, какие действия они могут выполнять.

6.      Считалка «Детский сад». На каждую строчку считалки – четыре ритмичных удара мяча об пол:

Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти мы будем.

7. Экскурсия по детскому саду, коллективное и индивидуальное составление пересказа об увиденном.

 

Сентябрь, 2-я      неделя

Лексическая тема недели: «Откуда хлеб пришел»

1. Д/И «Знайки» - дети выбирают картинку с изображением предмета или простого сюжета и составляют мини-рассказ (3 – 4 предложения), начинают его фразой:  Я расскажу о ….

2.  «Назови ласково»

Хлеб – хлебушек

Буханка – буханочка

Блин – блинчик

Сушка – сушечка

Кекс – кексик

3. «Чем угостишь?» у каждого на столе картинка с изображением какого-либо хлебобулочного изделия. Воспитатель спрашивает каждого ребенка: «Чем угостишь Дашу?» ребенок отвечает: «Таню угощу бубликом» и т.д.

4. Скороговорка:

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

5. Д/И «Какой?» подбор прилагательных к слову «хлеб»:

Пшеничный, ржаной, свежий, черствый, жесткий, вкусный, хрустящий, пахучий, ароматный, аппетитный, поджаристый, сдобный.

 

Сентябрь, 3-я      неделя

Лексическая тема недели: «Огород. Овощи»

1.      Д/И «Скажи, какой?» Образование относительных прилагательных.

Образец: Салат из свеклы (Какой?) – свекольный, и т.д.

2. Игра «Опиши овощ».

Составить рассказ по вопросам. Следить, чтобы дети при ответах использовали предложения, а не отдельные слова.

1). Что это (овощ, фрукт или ягода?) 2). Где растёт?

3). Какой на вкус? 4). Какой формы? 5). Какого цвета?

6). Какой на ощупь? 7). Что можно из него приготовить?

3.      Чтение сказки «Трусливый огурчик» (по Н. Подлесовой)

Жил на огороде маленький Огурчик. Очень он боялся темноты, и как только солнышко садилось, всегда прятался под листик. Проспит так ночь, а утром проснется и удивляется. Что такое? Вчера весь был укрыт листочком, а утром только наполовину. На другой вечер выбирает огурчик листик побольше – та же история.

Спросил Огурчик у Тыквы:

 - Не знаешь ли ты, Тыква, кто стаскивает с меня по ночам листок?

 - Ах, Огурчик, - сказала Тыква, - никто не стаскивает с тебя листок. Просто ты очень быстро растешь!

4.      Беседа по содержанию сказки.

5.      Точечная штриховка изображений овощей.

Сентябрь, 4-я      неделя

Лексическая тема недели:  «Сад. Фрукты. Ягоды»

  1. Игра «Опиши фрукт».

Составить рассказ по вопросам. Следить, чтобы дети при ответах использовали предложения, а не отдельные слова.

1). Что это (овощ, фрукт или ягода?)

2). Как называется?

3). Где растёт?

4). Какой на вкус?

5). Какой формы? Какого цвета?

6). Какой на ощупь?

7). Что можно из него приготовить?

2.      Игра «Какой компот сварили?»

Прочитайте детям предложенные предложения, задача ребёнка – заменить имя существительное именем прилагательным.

Компот из яблок (какой компот?) – яблочный компот.

Компот из груш (какой компот?). Сок из бананов (какой сок?). Компот из слив (какой компот?). Компот из абрикосов (какой компот?). Сок из лимонов (какой сок?).

3.      Разучивание считалки «Мы делили апельсин»

4.  Д/И «Четвертый лишний»

Яблоко, груша, картошка, лимон

Морковь, слива, капуста, горох

Малина, клубника, апельсин, черника

5. Д/И «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху»

Октябрь, 1-я       неделя

Лексическая тема недели:  «Осень. Осенние цветы, лиственные деревья»

1.      Перечислить как можно больше признаков осени.

2.      Пополнить знания детей дополнительной информацией.

Материал для рассказа:

Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.

Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.

И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка синицы.

Помочь запомнить информацию.

3.      Упражнение "Ответь на вопросы"

День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? - ...

Дождик, который идет осенью, какой? - ...

Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...

Погода, которая бывает осенью, какая? - ...

4.      Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

 

5.      Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью ...  Летом небо светлое, а осенью ...

Летом день длинный, а осенью... Летом тучи ходят высоко, а осенью..

Летом люди растят урожай, а осенью... Летом деревья стоят одетые, а осенью...

 

3.      Развитие мелкой моторики.

Игра «Дождик».

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки пальцев ведущей (правой, если ребёнок правша, левой, если левша) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).Затем так же поиграть левой рукой. Когда обе руки будут выполнять движения правильно, объединить действия обеих рук (игра двумя руками одновременно).

Октябрь, 2-я       неделя

Лексическая тема недели:   «Грибы»

1.      Рассмотреть с детьми строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратить внимание на окраску шляпки. Расспросить о строении гриба.

2.      «Подбери слово».

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно делать с грибами?» (искать, собирать, срезать, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать, и т. д)

3.      «Съедобный – несъедобный».

Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка и т.д.

4.      Упражнение "Посчитай"

1 гриб, 2 ..., 3..., 4..., 5..., 1 лисичка, 2..., 3..., 1 опенок, 2..., 5...

5.      Упражнение "Какие грибы"

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные. И т. д.

6.      Развитие логического мышления. Загадки.

Этот гриб - любимец мой,             Эти славные сестрички

С ножкой толстой и прямой.                  Не едят цыплят.

Красной шляпкой он накрылся,    Эти дружные сестрички

Под осинкой схоронился.              Рядышком стоят.

(Подосиновик)                            Словно желтенькие кнопки

                                                В мох воткнулись возле тропки.

                                                                   (Лисички)

Октябрь, 3-я       неделя

Лексическая тема недели: «Перелетные птицы»

  1. Беседа:

Какие птицы улетают в теплые края; почему они улетают; когда возвращаются; части тела птицы; оперение.

  1. Игра «Как улетают птицы?»

На доске или игровом поле схематически изобразить, как улетают птицы:

Гуси, утки, лебеди улетают вереницей;

ласточки, скворцы, грачи – стаей;

журавли – клином;

кукушки – поодиночке.

  1. Игра «Чего не хватает?»

Воспитатель закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек).

  1. Употребление в речи предлогов под, из-под.

Воспитатель читает детям рассказ, затем проводит беседу по содержанию, требуя ответы в форме предложения с употреблением предлогов.

«Ласточка и ястреб»

Под крышей было гнездо. В этом гнезде жила ласточка со своими птенцами. Птенцы всегда хотели есть и ласточка полетела за кормом. Вдруг прилетел ястреб и погнался за ласточкой. Ласточка спряталась под куст – ястреб за ней. Вылетела ласточка из-под куста и спряталась под елку. Устал ястреб и улетел. А ласточка вылетела из-под елки, нашла червячка и принесла своим деткам».

Октябрь, 4-я       неделя

Лексическая тема недели: Сезонная одежда. Обувь.

  1. Совместно с детьми внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы. Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы, капюшон и т.д)
  2. Д/И «Гардероб» Понимание пространственного значения предлогов: Платье висит в шкафу, свитер достала из шкафа (комода), пальто висит на вешалке и др.
  3. «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, обуваться — разуваться.
  4. Составить описательный рассказ об одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
  5. Импровизация движений «Идем на прогулку»

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки -

Готовы для прогулки!

Попросить детей определить, что неправильно в  стихотворении. Закрепить порядок одевания на прогулку.

Октябрь, 5-я       неделя

Лексическая тема недели: Семья.

  1. Беседа: семья, ее состав, функции членов семьи, какая должна быть семья (крепкая, дружная, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая).
  2. «Старше и младше». Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи. Пример: Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы. Словарь: дочка – мама, папа – дедушка, сын – папа, дедушка – мама, бабушка – папа, бабушка – внучка.
  3. «Расскажи о себе». Каждый ребенок должен составить рассказ о своей семье.
  4. «С кем ты живешь?» Составление предложений с предлогом с.

Каждый ребенок должен рассказать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с братиком, с сестричкой». И т. д.

  1. «Договори предложение»:

Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка ... (строгает). И т. д.

  1. «А у вас?» Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных. 

Ноябрь, 1-я         неделя

Лексическая тема недели: «Домашние животные и их детеныши»

  1. «Кто чем питается?» Усвоение категории творительного падежа.

Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой и т. д.

  1. «Кто в домике? «Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с.

Воспитатель  показывает картинки, а дети составляют предложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

 

  1. «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Воспитатель  произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.

  1. «Кто кем будет?» Усвоение категории творительного падежа.

Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Жеребенок будет... (лошадью). Ягненок будет... (овцой). Козленок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей).

 

  1. «Предложение договори и его ты повтори». Употребление глаголов в единственном и множественном числе.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

  1. «Кто хозяин ?» Употребление притяжательных прилагательных.

Воспитатель показывает детям части тела домашних животных и задает им вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова» и  т. д.

 

  1. Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам:

«Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью. Лошадь — друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле».

  1. Речевая подвижная игра «Котик и козлик». Импровизация движений.

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою.

 

Ноябрь, 2-я         неделя

Лексическая тема недели: «Дикие животные. Зимовка зверей»

  1. «Какие?» Подбор прилагательных к слову «животные»: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.
  2. «Кто кем был?»

Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком). Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).

  1. «Чья семья?» Усвоение притяжательных прилагательных. Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.
  2. «О чем думают животные?» Усвоение падежных окончаний.

Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).

  1. «Чей детеныш?» Усвоение притяжательных прилагательных. Лисенок — это лисий детеныш. И т. д.
  2. «Кто с кем живет?» Усвоение категории творительного падежа. Закрепление и расширение словаря по изучаемой теме. Волк живет с волчицей и волчатами. И т. д.
  3. «Кто с кем играет?». Употребление конструкции с предлогом с. Лиса играет с... (лисенком) и т.д.
  4. «Кто кого кормит?» Усвоение категории родительного падежа.

Волк кормит... (волчонка или волчат) и т. д.

  1. Составление рассказа-описания «Лиса»:

«Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».

Ноябрь, 3-я         неделя

Лексическая тема недели: «Животные Севера»

  1. «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову животные: северные, дикие, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.
  2. «Исправь ошибку». Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Морж был ежонком, а еж моржонком и т. д.

Пары слов: тюлень — олень, медведь — заяц и т.д.

  1. «Кто за кем охотится?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом за.

Воспитатель выставляет по две картинки с изображением животных.

Картинки: белый медведь — рыба, песец — сова, морж — рыба.

  1. «Четвертый лишний». Составление предложений с союзом потому что. Дифференциация животных севера и юга.
  2. «В зоопарке». Употребление порядковых числительных.

На доске — десять картинок с изображением животных. Дети «пришли в зоопарк и увидели много разных животных». Потом они по очереди рассказывают:

«В первой клетке я увидел …. Во второй клетке я увидел …. В десятой я увидел …. В зоопарке очень интересно».

  1. Составление рассказа  «Белый медведь» по схеме.

 

Ноябрь, 4-я         неделя

Лексическая тема недели: «Животные жарких стран»

1. «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову животные: южные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.

2.«Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.

Тигр — это хищное животное, а жираф — травоядное. Пары слов: лев — кенгуру, антилопа — пантера, леопард — слон.

3.«Кто за кем охотится?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом за.

Воспитатель выставляет по две картинки с изображением животных. Дети составляют предложения, например: «Тигр охотится за зеброй».

Картинки: лев — кенгуру, пантера — зебра, крокодил — антилопа.

4.«Четвертый лишний». Дифференциация животных.

На доске — четыре картинки. Дети составляют предложения: «Лишний жираф, потому что это южное животное, а медведь, морж и тюлень — это северные животные». И т. д.

5.Составление рассказа-сравнения «Белый медведь и жираф»: «Белый медведь — это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф — травоядное….Далее по схеме или плану.

Категория: В помощь логопеду | Добавил: Сурус
Просмотров: 2127 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz