Пятница
19.04.2024
13:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь логопеду

Коррекция бокового сигматизма
04.10.2016, 14:53

        При боковом сигматизме вместо звука [с] слышиттся своеобразный хлюпающий шум, вызванный тем, что язык в момент произношения звука принимает боковое положение (один его боковой край находится вверху, а другой – внизу) или кончик языка упирается в верхние зубы. По этой причине струя выдыхаемого воздуха направлена вбок (влево, вправо или в обе стороны одновременно). При этом один из углов губ, как правило, опущен, зубы разомкнуты больше необходимого.

Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.

Для устранения бокового произношения на начальном этапе работы рекомендуется выработать межзубное произношение звука [с] – кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка. В этом положении можно начать автоматизацию звука. В дальнейшем, когда язык перестанет отклоняться, его постепенно переводят в зазубное положение, характерное для правильной артикуляции звука. При исправлении бокового сигматизма приучите ребенка дуть на широко распластанный между губами передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Потом язык переводится за зубы, звук закрепляется, после этого можно закреплять звук в слогах, словах, фразах. Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенку даются упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки т и с. Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы. Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов у детей дошкольного возраста. При полиморфной недостаточности звукопроизношения у детей боковые сигматизмы требуют наиболее кропотливой и скрупулёзной работы. Работу по формированию правильного произношения свистящих при боковых сигматизмах часто рекомендуют начинать с постановки межзубного произнесения звука «С». Этот приём, в конечном итоге, приводит к положительному результату, т.к. даёт возможность проконтролировать прохождение струи воздуха по центру языка, а сформированная таким образом межзубность неустойчива, и язык достаточно легко переводится за нижние зубы. Если у ребёнка с боковым произнесением свистящих и шипящих присутствует ротацизм, то можно начать работу с постановки звука «Р», т.к. при длительном утрированном произнесении звука «Р» прохождение воздушной струи по центру языка ощущается сильнее, и сам язык боковыми краями прикасается к коренным зубам, что даёт возможность использовать эту позицию и при коррекции боковых сигматизмов свистящих и шипящих. Положение органов артикуляции при произнесении звука «Р» является хорошей основой для постановки звуков «Ш» и «Ж», но при упорной утечке воздуха через боковые края языка результат достигается быстрее, если работу над шипящими начать со звука «Ч». Короткий, но активный толчок воздуха хорошо ощущается на ладони ребёнка, поднесённой ко рту логопеда, затем и самого ребёнка.

Автоматизацию поставленного звука следует начинать с позиции удобной для ребёнка, предварительно попросив произнести несколько слогов и даже слов, чтобы услышать, в какой из них звучание максимально приближено к норме. На начальном этапе любой вновь сформированный звук произносится утрированно, это даёт возможность сформировать устойчивые кинестезии. Иногда автоматизация звука бывает результативнее в позиции в словах со стечением согласных, особенно если их артикуляции близки. Например, если после звука «Ш» следует звук «Т» (штапель, штатив, штрих, штырь и т.д.). То же можно отнести и к звуку «С» (стан, стая, ставни, станок, стакан и т.д.)

Применение этих приёмов, естественно, не исключают, а предваряют выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, дающей возможность создания правильного артикуляционного уклада для овладения чистым звукопроизношением. Артикуляционные упражнения Для устранения бокового сигматизма необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно. Полезно также отрабатывать артикуляцию звуков [и] и [ф] (при [ф] идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка).

Постановка звука

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема: а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ; б) межгубное дутье заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

Категория: В помощь логопеду | Добавил: Сурус
Просмотров: 2634 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz