Четверг
18.04.2024
03:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь логопеду

Улучшение интонационной стороны речи
06.12.2013, 07:15
Формированию фонетической и просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии способствует применение  иппликатора Кузнецова И.И.

В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на иппликаторе Кузнецова
пальцев обеих рук:

1 – большой   2 – указательный  3 – средний  4 – безымянный   5 – мизинец

   ___А___          ___О___                ___У___          ___И___              ___Ы___   

Вся ладонь - ___Э___   

Гласные звуки располагаются в строго определенной последовательности с учетом изменения объемов глоточного и ротового резонаторов.

         Выдох должен быть свободным и мягким, как бы согревающим руки.

Руки должны быть не напряжены, расположены на иппликаторе, кисти рук при этом располагаются как при игре на фортепьяно, начало каждого звука соответствует каждому пальцу.

Целесообразно произносить различные гласные в трех регистрах поочередно (в нижнем, среднем и верхнем) – тем самым тренируются мышцы. Через руку налаживается темп, ритм и слитное произношение гласных, таким образом можно добиться четких следовых образцов.

В начале занятий, когда пальцы еще не способны к быстрому переключению от движений к движениям, дети с трудом соотносят движения пальцев и движения артикуляционного аппарата, но по мере тренировки упражнений движения становятся более свободными.

Первые и последние звуки выделяются более сильным нажатием на иппликаторе (А – большим пальцем, Э – ладонями обеих рук).

Рекомендуется гласные звуки пропевать, т.к. это не только регулирует дыхание, но и воспитывает чувство сознательного активного воспроизведения, мелодики речи.

Во время пропевания гласных исчезает повышенное напряжение дыхательных, артикуляционных мышц, а также голосовых. Пение гласных помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания, мелодику, снижает напряжение.

Упражнения позволяют воспитывать навык эмоциональной окрашенности речи.

Приступая к работе над голосом, необходимо учитывать, что сила голоса зависит от степени дыхательной активности, поэтому нужны специальные упражнения, которые способствуют активизации дыхательного аппарата, и в ходе такой работы необходимо научить детей изменять силу голоса от тихого к более громкому, поэтому гласные произносятся с изменением звучания по 3-м позициям: громко, средне, тихо и наоборот.

Постепенно вводятся усложнение речевого материала (слоги, слова, фразы) и принцип работы сохраняется.

Комплекс упражнений

Содержание работы:
1 Этап: Знакомство со строением речевого аппарата и руки.

Каждому ребенку предлагается рассмотреть свои руки подробнее, потрогать, расслабить, напрячь отдельно пальцы, ладонь, запястье. Сделать несколько плавных движений кистью. Совершить ряд совсем мелких и едва ощутимых движений запястьем, кистью, только пальцами. Представить и изобразить, что рука – это малярная кисть, лист на ветру, бабочка, распускающийся цветок; ноги – снег тает на солнце.

2 Этап: Знание названий пальцев руки:

Упражнение:
Каждый мой пальчик – актер и любимчик,
большой, указательный, средний, мизинчик.
Какой не назвали? – безымянный.
Пальчик, как тебя зовут? (Каждому пальчику).

Каждым пальцем стучат ритмично по иппликатору, начиная с первого, и при ответе поднимают пальчик как можно выше, для каждого пальчика своя эмоциональная окраска голоса (большой – низкий голос, указательный – хвастливо, средний – спокойно, безымянный – с обидой, мизинец – с озорством) .

3  Этап: Прожимание пальцев

Игра «Пианино»
Пальцы обеих рук расположены на иппликаторе, имитируют движения пианиста, поочередно прожимают пальцы под прямой счет (1,2,3,4,5) – начиная с большого. Затем под обратный счет (5,4,3,2,1) – начиная с мизинца.

Игра «Миша – Маша»
Кисти рук располагаются пред собой на иппликаторе.
Вот, ребята, Маша (похлопали кистью правой руки)
Вот, ребята, Миша (похлопали кистью левой руки)
Маша ниже, Миша выше (поднимание пальцев левой руки)
Отбежали Миша с Машей (от центра в стороны)
Маша ближе, Миша дальше (пальцы правой руки оказываются к нам ближе, а левой дальше)

4  Этап: Работа со звуками и слогами.

- ач – ач – ач – черный грач, 
- ал – ал – ал – бантик завязал и т.д. используются любые звуки.

В результате использования такого рода игровых упражнений, происходит улучшение интонационной стороны речи, увеличивается диапазон, развитие модуляций голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата.


 



Категория: В помощь логопеду | Добавил: Сурус
Просмотров: 361 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz