Пятница
26.04.2024
02:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь логопеду

Речевые игры
16.12.2013, 21:15
Игра "Два круга".
Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое". 
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.
 
Предлоги.
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Какие бывают слова.
Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета. 
Есть кислое слово - лимон. 
Есть слово с окошком - вагон. 
Есть слово колючее - ежик. 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово упрямое - цель. 
Есть слово зеленое - ель. 
Есть книжное слово - страница. 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег. 
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.
 
"Похожие слова" - синонимы.
Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.
Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.
Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

Многозначные слова.
Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.
Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

 Есть у булавки головка. (В. Лунин)
Есть у булавки головка, но без волос, увы! 
Есть у чайника носик, однако нет головы. 
Есть ушко у иголки, но не слышит оно, 
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно. 
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек, 
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног. 
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук, 
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. 
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка, 
По полю, ног не имея, лениво бежит река. 
Есть у расчески зубы, но есть не может она, 
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна. 
Есть рукава у потока, хоть поток не одет, 
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.


 Носы. (А. Усачев)
Есть носы у журавлей, 
Есть носы у кораблей, 
Носик есть у чайника, Только очень маленький. 
Необычный зверь - Носуха, 
У Носухи нос до уха. 
А огромный Носорог 
Вместо носа носит рог. 
Нос у лешего сучком, 
А у свинки - пятачком. 
Но и свинка и матрос 
Вытирать должны свой нос!


Кто что несет. (М. Яснов)
Семен портфель несет в руке, 
Павлуша - двойку в дневнике. 
Сережа сел на пароход - 
Морскую вахту он несет. 
Андрюша ходит в силачах - 
Рюкзак несет он на плечах. 
Задиру Мишу Петр побил - 
Несет потери Михаил. 
Степан не закрывает рот: 
Он чепуху весь день несет!


Часы. (В. Орлов)
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.


Наоборот (антонимы).
Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:
сахар сладкий, а перец ...,
дорога широкая, а тропинка ...,
пластилин мягкий, а камень ...,
чай горячий, а мороженое ...,
кисель густой, а морс ...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги ...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... 
Днем светло, а ночью...
Другой вариант:
Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК, 
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, 
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай: …!
 
 
Категория: В помощь логопеду | Добавил: Сурус
Просмотров: 1742 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz