Игра "Два круга". Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое". Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность. Предлоги. Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение. Какие бывают слова. Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова". Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово - ракета. Есть кислое слово - лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик. Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.
Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.
"Похожие слова" - синонимы. Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)". Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..) Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
Многозначные слова. Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие. Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа). Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.
Есть у булавки головка. (В. Лунин) Есть у булавки головка, но без волос, увы! Есть у чайника носик, однако нет головы. Есть ушко у иголки, но не слышит оно, Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно. Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек, Есть у горы подножье, да что-то не видно ног. Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук, Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка, По полю, ног не имея, лениво бежит река. Есть у расчески зубы, но есть не может она, За месяцем месяц проходит, а не за луной луна. Есть рукава у потока, хоть поток не одет, Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.
Носы. (А. Усачев) Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь - Носуха, У Носухи нос до уха. А огромный Носорог Вместо носа носит рог. Нос у лешего сучком, А у свинки - пятачком. Но и свинка и матрос Вытирать должны свой нос!
Кто что несет. (М. Яснов) Семен портфель несет в руке, Павлуша - двойку в дневнике. Сережа сел на пароход - Морскую вахту он несет. Андрюша ходит в силачах - Рюкзак несет он на плечах. Задиру Мишу Петр побил - Несет потери Михаил. Степан не закрывает рот: Он чепуху весь день несет!
Часы. (В. Орлов) Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.
Наоборот (антонимы). Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например: сахар сладкий, а перец ..., дорога широкая, а тропинка ..., пластилин мягкий, а камень ..., чай горячий, а мороженое ..., кисель густой, а морс ..., лист наждака шершавый, а лист бумаги ... Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... Днем светло, а ночью... Другой вариант: Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными). И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру "Наоборот". Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:… Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты:…! Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты: ХРАБРЕЦ. Теперь НАЧАЛО Я скажу, - Ну, отвечай: …!
|