Тема: Знакомство с понятием «событие» Цель: Познакомить детей с учебным понятием «событие». Учить, из небольшого рассказа выделять событие, соотносить его с сюжетной картинкой. Активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, слуховую память, логическое мышление. Оборудование: кукла Незнайка; маленькие рассказы; иллюстрации, подходящие и неподходящие к данным текстам. Ход занятия. 1. Организационный момент Детям показывается кукла Незнайка. Кто это? (Незнайка). Гулял однажды Незнайка по своему Цветочному городу и услышал новое слово - «событие». Очень захотелось Незнайке узнать, что же оно обозначает. Но никто не мог ему объяснить. Вот и пришел Незнайка к нам. А вы, ребята, знаете, что такое «событие?».
2. Сообщение темы занятия. Сегодня вместе с Незнайкой вы узнаете, что такое событие.
3. Знакомство с понятием «событие» и выделение события из маленьких рассказов. Событие — это случай из жизни; то, что случилось, что произошло. Вот, например, какое событие произошло с котом Васькой. Гулял кот Васька во дворе. Вдруг он увидел высоко на дереве воробушка. Захотел Васька поймать воробушка и залез на дерево. Но воробушек заметил кота, вспорхнул и улетел. Спуститься Васька да не смог и стал кричать. Хорошо, что в это время проходил Саша с папой. Увидели они Ваську, папа залез на дерево и снял неудачного охотника. О каком событии вы узнали? – Что произошло с Васькой? В вашей жизни, ребята, тоже происходят разные события. Кто хочет рассказать о своем событии? Дети рассказывают. Логопед спрашивает: «О каком событии рассказал Марк (Леша)?» Незнайка тоже хочет вам рассказать об одном событии, которое произошло с ним. Пошел осенью Незнайка в лес за грибами. Видит, на поляне много грибов растет, быстро набрал он полную корзинку и радостный возвращался домой. По дороге встретил Карандаша и показал ему свои красивые грибы. Карандаш воскликнул: «Это же мухоморы! Они ядовитые!» Пришлось Незнайке выбросить все грибы. О каком событии рассказал Незнайка? — Как Незнайка собрал мухоморы.
4. Динамическая пауза.
5. Выделение события из рассказа и соотнесение его с сюжетной картинкой: - Послушайте рассказ и догадайтесь, о каком событии в нем рассказывается: На столе в корзинке лежали клубки. Пушистый котенок прыгнул на стол и опрокинул корзинку с клубками. Клубки упали на пол. Таня зашла в комнату и увидела, что котенок спутал все нитки. О каком событии рассказ? — Как котенок спутал нитки. Какое событие изображено на картинке? — Как котенок спутал нитки.
б) Незнайка принес для вас задание: прослушайте рассказ и найдите к нему картинку, (выставляются четыре сюжетные картинки, из которых одна соответствует рассказу, а остальные — нет).
Однажды летом ребята гуляли в лесу. Вдруг они услышали шорох. Это был ежик. Он бегал под кустом, фыркал и шуршал сухими листьями. Мальчики некоторое время наблюдали за ежом, а потом ежик убежал. Дети находят соответствующую картинку и отвечают, о каком событии рассказ и картинка.
6. Итог занятия.
Тема: Смысловые поломки в тексте цепной структуры Цель: Знакомство с одним из типов смысловых поломок в тексте цепной структуры: нарушением последовательности предложений. Закрепление правил смысловой связи предложений между собой. Нахождение в тексте слов, не подходящих по смыслу. Развитие вербальной памяти на линейный ряд. Оборудование: картинно-графический план, набор картинок к текстам, кукла Незнайка.
Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. Узнавание рассказа «Скучай со скворцом». Инструкция: - Посмотрите на картинки. Узнали рассказ? Как он называется? О ком мы рассказывали в этом рассказе?
1. Новая тема. Внесение «поломки» в картинно - графический план. Инструкция: - К нам в гости пришел Незнайка. Он построил картинно - графический план нашего рассказа. Давайте его поблагодарим и попробуем вспомнить наш рассказ по готовому плану: Скворец - мальчик комната - кот мальчик - комната кот - скворец мальчик - улица К доске выйдет Ульяна. Один из вас будет следить за тем, правильно ли «читает» Ульяна предложения, второй - за тем, как дружат между собой предложения (следить глазками). Третий - чтобы Ульяна говорила четко, громко.
Рассказ звучит таким образом: «Скворца отнял мальчик. В комнату вбежал кот. Мальчик Коля играл в комнате. Кот нес в зубах скворца. Коля подлечил птицу и выпустил ее на улицу».
Дети находят поломку и самостоятельно делать вывод о том, что Незнайка неправильно расставил картинки, поэтому «порвалась цепочка», предложения перестали «дружить», и рассказ не получился.
Исправление «поломки» детьми. Инструкция: - Ребята, давайте покажем Незнайке, как надо правильно строить рассказ. Выстраивается картинно-графический план рассказа.
Пересказ рассказа по картинно-графическому плану. «Мальчик Коля играл в комнате. В комнату вбежал кот. Кот нес в зубах скворца. Скворца отнял Коля. Он подлечил птицу и выпустил ее на улицу».
2. Динамическая пауза.
3. Закрепление изученного. Инструкция: - Ребята, давайте вспомним, когда получается рассказ (Во - первых, должно быть событие, во - вторых, предложения должны «дружить» по смыслу).
Нахождение смысловых несоответствий в двустишьях: Инструкция: - Я прочитаю вам двустишья, а вы скажите, все ли в них правильно: Как у нашего Мирона на носу сидит ворона. А на дереве ерши строят гнезда из лапши. Сел баран на пароход и поехал в огород. В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.
Разбор неточностей с детьми.
6. Итог занятия.
Тема: Знакомство детей с правилами строения сенсорно-графической схемы Цель: Формирование исследовательской деятельности детей по изучению свойств предмета. Знакомство с правилами строения сенсорно-графической схемы по выделению признаков предмета. Формирование словообразования прилагательных. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительными. Оборудование: графическая схема; маркеры и символы; красные стрелки.
Ход занятия: 1. Организационный момент. Логопед читает детям повествовательно - описательный рассказ: « Жил в одном лесу ёжик. Однажды он решил отправиться в путешествие. Шёл он, шёл и оказался в необыкновенном яблоневом саду. А в этом саду на земле лежали круглые, румяные, ароматные большие шары. Ёжику понравились эти необыкновенные шары. Наколол он несколько разноцветных шаров себе на иголки и понёс в норку».
Логопед задаёт детям вопросы: - Как вы думаете, что нашёл ёжик? - А как вы угадали, что это яблоки? Дети называют признаки, по которым они узнали яблоки. Параллельно их ответам выстраивается схема описания предмета.
2. Построение сенсорно-графической схемы. На доске находится графическая схема с «пустыми» кармашками. Логопед постепенно заполняет 2-ую часть графической схемы. Логопед: - Мы узнали из рассказа, что этот предмет круглый (в верхний кармашек кладётся кружок); - Что он румяный (в следующий кармашек кладётся полоска красного цвета); - Что он ароматный (в кармашек кладётся символ «духи»); - Что он большой (в кармашек кладется символ «большой круг»); - Когда мы услышали эти слова – круглые, румяные, большие, ароматные, мы смогли догадаться, что это яблоки (в кармашек 3 части логопед помещает картинку с изображением яблока).
Логопед постепенно заполняет 1-ую часть графической схемы. Логопед предлагает детям закрыть глаза, и определить какой предмет она им показывает. Логопед: - Что нам помогает увидеть предмет, определить его цвет, форму, величину (глаза). - Итак, глаза помогают нам видеть предмет яблоко, определить его форму, цвет, величину. Поэтому на нашей схеме рядом с кармашками, в которые мы поместили символы цвета, формы, величины, мы кладём маркеры «глаз». Логопед предлагает детям закрыть глаза и определить по запаху местонахождение яблока (предварительно яблоко разрезается на части). - Что нам помогает определить запах яблока? (нос) (в кармашек I части кладётся маркер «нос»). - А какие ещё признаки яблока мы с вами можем найти? Как мы узнаем, есть сок в яблоке или нет? (отжать сок в соковыжималке или надкусить). Кладём в 1-ую часть схемы маркер «рот», во 2-ую часть - символ «стакан с соком». - Для того чтобы узнать яблоко на вкус, что мы должны сделать? Поэтому, для определения вкуса яблока, в 1-ую часть схемы кладём маркер «рот», а во 2-ую часть - символ «лимон» (если яблоко кислое) или символ «конфета» (если яблоко - сладкое)
3. Формирование словообразования: образование новых слов- прилагательных от существительных. Логопед: - Посмотрите, ребята, сколько маркеров и символов помогают нам назвать признаки яблока. А сами признаки мы будем обозначать красными стрелками. - Кто угадает, какое слово я обозначила стрелкой: Логопед последовательно показывает на схеме символы «круг», «цвет», «большой круг», «духи», «конфета», «стакан с соком» и задаёт вопрос: «Какое слово я обозначила стрелкой? (круглое, красное, большое, ароматное, сладкое, сочное)». Логопед повторяет эти все слова, выделяя окончания – ое, ее.
Игра «Волшебная цепочка» Логопед показывает стрелочки, а дети по цепочке называют слова - признаки (слова-признаки дети могут называть в прямом и обратном порядке).
4. Итог занятия. Логопед: Мы составили схему, которая помогла нам узнать все о яблоке.
Тема: Описание предмета с опорой на графический план Цель: Учить детей описывать предмет с опорой на графический план. Активизировать словарный запас. Учить детей составлять словосочетания и предложения. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Формировать линейную вербальную память. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Повторение. а) Построение сенсорно-графического плана (желательно, самостоятельно). Если ребёнок не может самостоятельно построить сенсорно-графический план, тогда логопед сам выкладывает сенсорные маркеры. б) Формирование линейной вербальной памяти, которая сопровождается называнием изолированных слов. Логопед показывает красные стрелочки, а дети поочерёдно называют слова-признаки (в прямом, обратном порядке).
3. Составление словосочетаний. Логопед обращает внимание детей, что стрелки идут от символа к предмету. Поэтому, на этом этапе учим детей правильно составлять словосочетания по образцу: «Круглое яблоко». Дети по цепочке составляют словосочетания: «красное яблоко»; «ароматное яблоко»; «большое яблоко»; «сочное яблоко»; и т.д.
4. Включение каждого словосочетания в предложение (не обязательно описательного характера ) ( по сюжетным картинкам).
Логопед выставляет 1-ю картинку и предлагает послушать: Катя, жёлтый лимон, покупать. Вам понравилось, что я сказала? Почему? А как надо сказать правильно? («Катя покупает жёлтый лимон»). Аналогичная работа проводится с другими картинками: «В саду поспели красные, сочные яблоки»; «Дети срывают ароматные, красные, вкусные яблоки»; «Мама варит из вкусных, сладких яблок компот».
5. Динамическая пауза.
6. Составление описательного рассказа. Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Белый медведь. Он рассказал Мне, что на северном полюсе такие фрукты не растут. Но он очень хочет рассказать о них своим друзьям. Давайте запишем наши рассказы и подарим белому медведю вместе с рисунками. Я начну, а вы продолжайте: « В нашем саду осенью поспевают яблоки. (Какие?)…,…,… (круглые, румяные, сладкие) яблоки растут на яблоне. На вкус яблоко (какое?) ... и ...(сладкое и сочное). Если потрогать его рукой, то оно (какое?) ... и ... (гладкое и твёрдое)».
Медведь пытается сам рассказать, но у него ничего не получается. Тогда на помощь ему приходят дети (заслушивают ответы 2 -3 детей).
4. Итог занятия: дети рисуют фрукты и дарят Белому медведю.
Тема: Описание времени года «Зима» с опорой на графический план. Цель: Учить составлять текст описательного характера. Активизировать словарь по теме. Учить составлять простые распространённые предложения. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт при решении словесной задачи. Оборудование: графический план; картинка по теме «Зима»; вырезанные по контуру снежинки, на обратной стороне нарисованы символы «солнце», «небо», «земля», «птицы», «животные», «люди», «дерево»; те же самые символы на карточках.
Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Введение в тему. Логопед рассказывает детям о том, что она сегодня интересного видела на улице: «Шла я сегодня к вам на занятие. И обратила внимание на то, сколько разнообразных снежинок летает в воздухе: большие, маленькие, мохнатые, колючие! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит снежинка, опустится на руку и тотчас тает. Много ещё прилетит их сегодня и завтра, и послезавтра. А потом снежинки больше не будут прилетать и наступит весна. Расскажите, какие вы видели снежинки, в какое время года можно встретить снежинки? »
3. Построение графического плана. Логопед - Посмотрите, ребята, к нам прилетели разные снежинки. Они не простые, а волшебные а) Работа над словами сложной слоговой структуры: волшебные, разнообразные, мохнатые, колючие. б) Составление предложений. Параллельно ответам детей логопед выстраивает графическую схему. Логопед: - Каждый из вас сейчас будет выбирать по одной волшебной снежинке и рассказывать, согласно вашей нарисованной картинке на обратной стороне листа, обо всех изменениях, происходящих в природе в это время года.
1 ребёнок выбирает снежинку с символом «солнце» и составляет предложение о солнце. Логопед выставляет в первый кармашек графического плана символ «солнце». (Когда называем признак, соответствующий данному времени года, кладём знак «стрелку», соединяющую признак с картинкой данного сезона).
Аналогично проводится работа с другими снежинками. Постепенно логопед заполняет графическую схему следующими символами: «небо», «земля», «деревья», «птицы», «животные», «люди» (можно, по усмотрению логопеда добавить и другие символы).
4. Динамическая пауза.
5. Закрепление.
•Повторение описания детьми по цепочке. •Повторение описания одним ребёнком.
6. Итог занятия.
Программа «Использование методов наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР» (в сокращении) находится здесь
|