Четверг
25.04.2024
18:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Авторские разработки » Авторские разработки

Программа
09.01.2014, 11:26

Содержание

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы формирования и развития связной речи
1.1 Психологический и психолингвистический аспекты изучения связной речи
1.2 Характеристика связной речи у дошкольников с ОНР
1.3 Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи у детей ОНР по средствам наглядного моделирования
1.4 Применение  методов наглядного моделирования для развития речи в кругу семьи

Глава 2.Исследование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Исследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.2 Формирование связной речи детей при помощи использования методов наглядного моделирования    
2.3 Результаты работы по применению методов наглядного моделирования для формирования связной речи детей

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

                                                                    Введение
         Нередко к моменту поступления в школу речь ребенка отстает от возрастной нормы. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда дело касается такого сложного нарушения, как общее недоразвитие речи – такой формы речевой аномалии, при которой  у ребенка оказываются несформированными все компоненты языковой системы.
         Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, пристальное внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку степенью их сформированности в значительной мере определяются возможности дальнейшего развития ребенка, возможности приобретения им учебных знаний.
        При правильно построенной и проведенной работе в период дошкольного детства ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользуется монологической речью.
         Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР является актуальной, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.    
        Связное речевое высказывание детей с ОНР характеризуется отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений, и не учитываются их существенные признаки, причинно – следственные отношения. Также выявлены недостатки в языковом оформлении сообщений – нарушения связности повествования, бедность используемых языковых средств.

         В общеметодических работах уже накоплен известный экспериментально-исследовательский материал по формированию связной речи нормально развивающихся детей (А. М. Бородич, Т. А. Ладыженская, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова) [2,16]. Однако специальная педагогика подобными данными фактически не располагает. В отдельных методических изданиях нет системы. Это вынуждает логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям и опираться подчас на приемы, рассчитанные на детей с нормальным речевым развитием. Несмотря на это, данные приемы оказываются недостаточно эффективными, а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с общим недоразвитием речи. 
         В традиционной методике усвоение образцов связной речи происходит путем интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения. Усваивая связную речь только по аналогии, дети допускают большое количество ошибок, как в последовательности передачи мысли, так и в оформлении мысли средством языка.
         В современных психологических и методических исследованиях В.К. Воробьевой, В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко [4,8,15] отмечалось, что умения и навыки связной речи у детей с недоразвитием речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
        Существующая литература по работе с детьми с ОНР недостаточно систематизирована. Например, Воробьева В.К. разработала модель для составления описательных рассказов с использованием маркеров сенсорных каналов. Ткаченко T.A. разработала схемы для описания предметов и явлений природы. 
        Вышеизложенные положения и факты побудили к созданию программы «Использование методов наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи».
        Теоретической базой для создания данной программы послужили психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.А. Венгер, О.С. Ушакова и др.), теории о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев), положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина).
         Методологической основой явились исследования ведущих современных специалистов по данной проблеме (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А.Ткаченко, В.К. Воробьева), что позволяет наметить определенную структуру организации методической работы.
         Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для эффективной коррекции связной речи детей с ОНР.
        Задачи:
1.Определить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у детей с  ОНР.
2. Повышать знания детей о правилах построения монологических высказываний разного характера.
3. Развивать связную речь, воображение, память.
4. Повышать компетентность родителей и педагогов группы по вопросам использования наглядного моделирования с детьми.
 
Перспективно-тематическое планирование здесь
 
Диагностика состояния связной речи (по В.П. Глухову) здесь
 
Тексты и задания для составления творческих рассказов здесь
 
Описание занятий по знакомству с правилами построения рассказа здесь
 
Схемы для составления описательных рассказов здесь
 
Рекомендации родителям здесь

Заключение
По результатам диагностики связной речи 17 детей 5 – 7 лет с ОНР, проводимой на начало и конец 2011-2013 учебного годов, наблюдается положительная динамика: у детей повысился на 72% уровень связности высказываний, соблюдается композиция повествования; на 56% увеличилось количество детей, которые могут самостоятельно составить рассказ из личного опыта; все дети научились составлять высказывания с опорой на модель, составлять собственные модели для предложенного текста. У родителей и педагогов группы сформированы представления по использованию метода наглядного моделирования с детьми.

Данная программа доступна для использования в практике учителями-логопедами и педагогами ДОУ.

 

Категория: Авторские разработки | Добавил: Сурус
Просмотров: 1108 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ирина  
0
Очень содержательный материал по интересной теме.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz