Личные страницы |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
|
|
|
Формирование фонематических представлений у дошкольников
| 08.12.2013, 12:15 |
Основные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия.
· Узнавание неречевых звуков, звуков речи. («Звучащие коробочки», «Звуки природы», «Звуки окружающего мира: шум машины, стуки и т.д.»)
· Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз.
· Различение слов, близких по звучанию.
· Дифференциация фонем и слогов.
· Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
· Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.
· Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.
· Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
· Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова.
· Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
· Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Затем идет обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им, развитие грамматических навыков, развитие связной речи и т.д.
Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить фонетическую сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.
В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы, с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.
Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.
Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:
а) направить внимание детей на звуковую сторону речи;
б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;
в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносящихся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;
г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые сменивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;
е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.
Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяет детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и впоследствии правильно прочитывать их.
В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод делится на два этапа:
1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.
На БЕЗБУКВЕННОМ этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что эти звуковые человечки живут лишь в речевой стране Говоруний (город Красивой речи). Давайте познакомимся с ними и с их фонетическим миром.
Поэтому на БЕЗБУКВЕННОМ этапе обучения дети пользуются пособием изготовленным для звукового анализа слова. («Мальчики», «Девочки»)
На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал:
Изучая гласные звуки, вводится образ — «девочка». Шесть гласных звуков [у, а, и, э, о, ы] — шесть девочек. Их материнское слогообразующее начало рождает мелодию слов. Полуоткрытый рот у фигурок-символов говорит о свободном выдохе воздуха: гласные легко поются; губы — на схематичную артикуляцию.
Изучая согласные звуки, вводится образ — «мальчик». Эта мужская половина слов участвует в их строительстве и преобразовании на фундаменте гласных звуков. Сжатые губы — символ преград на пути выдыхаемого воздуха. Песенок у согласных не получается: они свистят, шипят, вибрируют, взрываются, их можно потянуть [ж — ж — ж], но не пропеть! Артикуляция у согласных не изображена. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным звуком дети должны уточнить положение губ и языка: подражая взрослому, глядя в зеркало (самоконтроль) и друг на друга (взаимоконтроль). Звонкие согласные произносятся голосом и с шумом. Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик». Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога.
Сочетание согласного с гласным (СГ) обозначается одной картиной: «мальчики девочка стоят парой».
а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание согласного и гласного (СГ). Так, артикуляция гласного готовится в самом начале произнесения слога (СГ): МА, ПА, КА т. д. Артикуляция гласного влияет на артикуляцию согласного. Эта взаимообусловленность обеспечивает прочное сочетание звуков в прямых открытых слогах (типа СГ). Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребёнку трудно первоначально отделить согласный в сочетании СГ. Например, разбирая слово лампа, часто вместо первого звука [л] дети называют
целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот комплекс звуков как единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками не возникает, что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать это умение — значит решить одну из главных задач подготовки детей к обучению грамоте.
Таким образом, в безбуквенный период обучения дети знакомятся с основными единицами чтения: сочетанием СГ (карточка с изображением «мальчика и девочки») и звуком вне сочетания (карточки «мальчик» и «девочка» по отдельности).
Также для выделения звука из заданного положения в слове нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы.
• При определении последнего звука в слове взрывной согласный можно «бросить» (сказать) на ладошку, слегка отделив его от предыдущих звуков. Соединяя след от воздушной струи с утрированным произношением звука, ребенок легко называет его.
• При подражании взрослому одновременно с произнесением взрывного согласного в любом положении в слове «поймать» его резким движением руки в кулачок, словно комара схватить.
• Гласные и щелевые согласные нужно потянуть, предварительно обратив внимание детей на самый длинный звук в слове. Во время его произношения предложить «поскользить» с ним словно по веревочке рукой: нос__ок, нос__.
• Для нахождения слов с за данным звуком среди других слов можно хлопнуть ладошкой, если услышишь заданный звук в слове. Данными единицами чтения они будут пользоваться на протяжении всего периода обучения.
К концу года дети могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и выполнять полный звуковой анализ и синтез.
На БУКВЕННОМ этапе обучения, соответственно вводятся буквы и совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное пособие используется на занятиях, только дополняется фишками, которые будут служить «рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и твёрдые согласные будут различаться по цвету. Обычно используют два цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и в данном пособии фишки — «рубашки» двух цветов: синие – твёрдые согласные, зеленый цвет – мягкие согласные. В границах одной словарной и фонетической темы хозяйничает один и тот же звуковой человечек. Также отличить один звук от другого звука помогают картинки — эмблемы, изображенные на костюмчиках. Имя звука выделяется из начала их названия: КОТ — К, КИТ — К'. (Тим и Том)
Звонкость и глухость согласного будет обозначаться наличием или отсутствием на фишке - «рубашке» «колокольчика». Тактильное ощущение вибрации голосовых связок переходит в зрительный образ «колокольчик». Данное пособие может использоваться на каждом занятии по обучению грамоте, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги и слова из пройденных букв. Использование на занятии данного пособия, позволяет составлять и анализировать слова любой звуко-слоговой структуры, что решает задачу опережающего обучения.
Данный приём позволяет широко раскрыть все возможности звукового аналитико-синтетического метода и служить надежной профилактикой дислексии.
Следует отметить, что на БУКВЕНОМ этапе обучения у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий на букву.
Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота, Н – носилки и т. д. (Пособие). Символы, наглядные образы помогают детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы.
Конечно, наряду с данным способом запоминания используются и другие, такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание, раскрашивание, штрихование букв.
Знакомству со слогами предшествует ориентация в пространственной структуре слова. Дети учатся определять местоположение заданного звука в начале, середине и конце слов. Делать это можно с помощью:
—матрицы, состоящей из трех ячеек; при нахождении местоположения звука первая, средняя или последняя ячейка закрывается квадратной фишкой. (Пособие)
— синим или зеленым костюмчиком заданного звука или самим звуковым человечком;
—разрезной трехчастной картинки звуковой птички, клюв которой первый звук в слове, хвостик — последний, крылышки и лапки — все звуки из середины слова («Синичка»)
—слова-домика со слогами-подъездами. (Пособие)
Уточнив порядковое место слога с заданным звуком, нужно закрыть фишкой или закрасить соответствующий квадратик — подъезд или «поселить» туда звукового человечка. Подбирая слово с заданным звуком в определенном слоге, желательно опираться на схематичное изображение.
Например, двухподъездный домик, первый квадратик которого отмечен синей фишкой звука [л], подсказывает такие слова как ЛЫЖИ, ПАЛ-КИ...
— Звуковые человечки с эмблемами, как носители конкретного имени, могут загадывать детям слова с определенными звуками. Так, для мальчика-звука в синем костюмчике с паровозиком дети придумывают слова со звуком [п] (суп, пыхтит, пушистый...).
Эмблема петушка на зеленом костюмчике побуждает подбирать слова со звуком [п'] (пить, пирог, степь, пестрый...).
Звуковые человечки могут путешествовать по помещению и отмечать своим прикосновением предметы, в названии которых слышатся их имена.
Во время автоматизации звуков соответствующие мальчики-согласные в качестве условных сигналов напоминают о правильном звукопроизношении.
9. Там, где рядом находятся два звуковых человечка и более, нужно определять их порядок или сливать их в слово, например:
— в слове МАК первый звук — [м], второй — [а], третий — [к];
— в слове МЕЛ первый звук — [м'], второй — [э], третий — [л].
Фонетическая культура развивается постепенно. Поэтому ее воспитание проводится на речевых занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей в естественных и смоделированных коммуникативно-познавательных ситуациях.
Изучая новые буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.
Составляется предложение по специально подобранной картинке или по опорным словам. Даётся правило: Первое слово в предложении пишется с большой буквы в конце предложения ставится точка. Чертится схема предложения. Определяется количество и порядок слов в предложении. Все слова в предложении пишутся отдельно.
Слова в предложении делятся на слоги.
Выполняется полный звуковой анализ слов.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является основным в предупреждении дислексии. Применяя его на практике, значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи.
Работа ведётся с использованием современных методик: Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Л.П. Успенской, М.Б. Успенский (1996 г.), В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.).
Исследуя звукопроизношения и фонематическое восприятие, был отмечен значительный рост звукового анализа и синтеза. Это позволило создать базу для полной и значительной коррекции речевых дефектов с последующим выпуском детей в массовую школу.
ЛИТЕРАТУРА 1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989 2) Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии М., 1968. 3) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии М.,1989 4) Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи М., 1990 5) А.Н. Корнев Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995 6) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991 7) Т.А. Ткаченко если дошкольник плохо говорит С Петербург, 1997 8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С Петербург 1999- 9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо М., 1995 10) Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993г.
|
Категория: Фонематический слух | Добавил: Сурус
|
Просмотров: 1352 | Загрузок: 0
|
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
|