Цель: Развитие связной речи и творческих способностей у детей с ОНР путём использования методов ТРИЗ
Задачи: - обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. - учить составлять рассказ, используя прием фантазирования. - учить выделению описательных и сравнительных характеристик среди животных. - систематизировать знания детей о сказочных животных; - упражнять в употребление относительных прилагательных - упражнять в отгадывании загадок; - развивать общую моторику путем синхронизации речи с движением.????? - развитие мелкой моторики и графических навыков - развивать логическое мышление; - развивать творческое воображение; - активизировать мышление детей;
Оборудование: магнитные доски, книга с загадками, иллюстрации сказочных героев, мяч, иллюстрации животных: заяц, жираф, верблюд, 2 иллюстрации к сказке Р. Киплинга «Слоненок», карточки с улыбками, иллюстрации ежа без иголок и с иголками, белые листы бумаги, фломастеры, заготовка из пенопласта в форме ёжика, магнитофон, аудиозапись песенки «Колючий ёж»
Ход занятия: Оргмомент: Дети входят в группу и находят книгу с загадками. 1. Отгадывание загадок: Логопед: Ребята, вам нравится отгадывать загадки? Тогда садитесь удобнее, сосредоточьтесь и постарайтесь отгадать о ком эта загадка: Гармошка в руках, На макушке фуражка, Этот милый герой Дружил с Чебурашкой (Крокодил Гена) Показывается иллюстрация.
Логопед: А вот еще одна загадка: Круглый, сдобный Колобок! Прыгнул к ней на язычок И беднягу колобка Съела хитрая … (Лиса)
Показывается иллюстрация.
Логопед: А с этой загадкой справитесь? Что за умная старушка Жила в болотной тине Нужный ключик золотой Подарила Буратино? (черепаха Тортилла)
Логопед: Как ловко и быстро вы отгадываете загадки, а знаете ли вы еще каких-нибудь сказочных животных? Сейчас мы это проверим, становитесь в круг и немного поиграем.
2. Игра с мячом. Ребенок ловит мяч, называет сказочного животного и возвращает мяч логопеду.
3. Сравнение сказочных животных с настоящими. На магнитную доску вывешиваются по два рисунка с изображением сказочного и реального животного.
Логопед: Ребята, рассмотрите внимательнее эти картинки и постарайтесь найти отличия между сказочным животным и настоящим.
4. Обсуждение: Логопед: Что общего у всех зверей (туловище, голова, 4 лапы, хвост и т.д.). Ребята, посмотрите на эти картинки (заяц, жираф, верблюд). Скажите, что необычного есть у каждого из этих животных? (у зайца длинные уши, у жирафа длинная шея, у верблюда горб).
Логопед: Есть сказки, которые объясняют, почему у животных есть такие особенности, например сказка о любопытном слоненке, которую я вам читала на прошлой неделе.
5. Краткий пересказ сказки Р. Киплинга «Слоненок»: Логопед: Посмотрите на эти картинки, вот каким раньше был слоненок (демонстрация картинки слоненка с коротким хоботом) и вот каким стал (демонстрация картинки слоненка с длинным хоботом). Как вы думаете, слоненку лучше с таким длинным носом – хоботом? (Ответы детей).
6. Игра «Польза и вред» На одной магнитной доске изображение слоненка с коротким хоботом, а на второй с длинным.
Логопед: Вспомните, чем был плох короткий нос, называйте по одной причине, берите нужную карточку (грустный или веселый смайлик) и прикрепляйте рядом со слоненком. Например: коротким хоботом сложно добывать себе пищу. Затем прикрепляются карточки с улыбками за каждый положительный признак.
7. Физминутка Расскажу вам про слоненка, Шаги на месте. Что живет в далеком Конго. У него большие ушки Изобразить уши слоненка. Разместились на макушке.
Длинный хобот у слоненка. Изобразить хобот слоненка. Он им кушает? Не только! Может он в него дудеть, Длительно пропеть: у-у-у-у-у! Обливаться, песни петь.
Бивни у слоненка есть, Изображают указательными Ими он не может есть, пальцами бивни. Валит он в лесу деревья, Защищая свое племя.
Очень добрый наш слоненок Поглаживание себя по голове И умен почти с пеленок. Больше всех зверят на свете. Обхватить себя руками («обнять») Вы его любите, дети.
8. Сочинение новой сказки. Логопед: Предлагаю придумать свою сказку, объясняющую какую-либо особенность животного. Я снова загадаю вам загадку из книги, и о ком будет эта загадка, про того мы и сочиним сказку. Согласны?
Загадка: Колобок – не сказочный, Колобок – загадочный. Очень он похож на елку, Только серые иголки. (Ёж)
Логопед: А что такого необычного у ёжика? (Иголки). Интересно, откуда у ёжика иголки? Может, мы сами придумаем сказку о том, откуда у ежика появились иголки?
Сочинение сказки: Логопед: Позвольте, я начну сказку, а вы продолжите. Давным-давно у ежа иголок не было, он был вот таким (Показ картинки ёжика без иголок) Каким был ёжик? (мягким, пушистым, гладким и т.п.) Чем это было плохо? (Ответы детей) Как появилась эта особенность? (Фантазирование) Как изменилась жизнь, что стало хорошего? (Ответы детей) 9. Пересказ сказки логопедом.
10. Рисование иллюстраций к новой сказке. Логопед: В книгах со сказками всегда есть картинки, может и нам нарисовать картинки к нашей сказке? Нам потребуется несколько картинок:
Предположительно: Кто хочет нарисовать ёжика без иголок? Кто нарисует ёлку? Кто сможет нарисовать ветер? Кто нарисует, как иголки падают на ёжика? Кто будет рисовать ёжика с иголками?
Логопед: У меня есть несколько фломастеров, выберите только один (дети выбирают), пройдите к столам и начинайте рисовать. (Включается аудиозапись песенки «Колючий ёж», дети рисуют картинки)
Остальные дети украшают спинку заготовки ёжика способом торцевания.
11. Пересказ новой сказки с опорой на рисунки детей.
Логопед: А сейчас нам нужно расставить картинки в правильной последовательности, пересказать с опорой на картинке 1-2 ребенка.
12. Подведение итогов
Логопед: Какие вы все сообразительные! Такую интересную сказку придумали! Вы – настоящие фантазеры! Вам понравилось сочинять сказку? (Ответы детей). А вы хотите придумать сказку еще о ком-нибудь? Тогда нужно отдохнуть, набраться сил и в следующий раз мы обязательно придумаем еще одну интересную историю.
|