Вид проекта: информационно – творческий Тип проекта: средней продолжительности. По количеству участников: коллективный. Участники: дети подготовительной группы, учитель-логопед Сурус М.М., воспитатель Владимирова Т.А.
Проблема: потеря нравственных ценностей в обществе к окружающей среде, и подмена их потребительскими стереотипами. Недостаточное осознание родителей и детей необходимости охранять птиц, заботиться о них, несформированное понимание будущего без птиц.
Обоснование проблемы: птицы распространены повсеместно, поэтому мы имеем возможность постоянно вести наблюдение за ними. Интерес к птицам нужно развивать и поддерживать. У детей должно сформироваться представление о птицах как о живых организмах, которым присущи все признаки живого, они двигаются (летают, ходят), дышат, питаются, растут, размножаются. Они видят, слышат. Им бывает холодно, страшно, весело.
Цель: воспитание экологической культуры и развитие связной речи Задачи: 1. Показать роль птиц в природе и жизни человека. 2. Дать знания о связях в природе. 3. Формировать представление о птицах как о живых организмах, которые чувствуют изменения в среде обитания, реагируют на них. 4. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. 5. Воспитывать трудолюбие привычку помогать пернатым зимой.
Ожидаемые результаты проекта: 1. Создана модель последовательной работы по экологическому воспитанию. 2. Сформирован коллектив единомышленников (педагоги, родители, дети).
Трансляция проекта: · Выступление на родительском собрании группы. · Выступление на Совете педагогов коллектива детского сада.
План реализации проекта «Пернатые друзья» I этап - подготовительный
Формы реализации проекта - Подбор литературы Дата - 18.02.2013 Результат - Библиотека
Формы реализации проекта - Подбор иллюстрированного материала Дата - 18.02.2013 Результат - Альбомы
Формы реализации проекта - Работа с родителями: рекламная акция «Берегите птиц» Дата - 18.02.-20.02. Результат - Банк рисунков
Формы реализации проекта - Оформление картотеки загадок о птицах Дата - 19.02.2013 Результат - Банк
Формы реализации проекта - Беседа «Наши пернатые друзья» Дата - 20.02.2013 Результат - Анализ
Формы реализации проекта - Разработка конспектов основной образовательной деятельности по экологии Дата - 21.02.2013 Результат - Методические материалы
Формы реализации проекта - Подбор раздаточного материала Дата - 22.02.2013 Результат - Копилка раскрасок
Формы реализации проекта - Разработка кроссворда Дата - 22.02.2013 Результат - Копилка кроссвордов
Формы реализации проекта - Подбор материала для проведения викторины Дата - 25.02.2013 Результат - Методические материалы
Формы реализации проекта - Разработка конспектов основной образовательной деятельности по развитию речи Дата - 25.02.2013 Результат - Методические материалы
Формы реализации проекта - Основная образовательная деятельность по экологии «Птицы зимой » Дата - 26.02.2013 Результат - Методические материалы
Формы реализации проекта - Основная образовательная деятельность по развитию речи «Как помочь птицам зимой» Дата - 27.02.2013 Результат - Методические материалы
Формы реализации проекта - Викторина «Тайны птичьего полёта» Дата - 01.03.2013 Результат - Продукт II этап - проектирование
Цель: выявление представлений детей о необходимости заботиться о птицах. Задачи: 1. Уточнить представление детей о функциях частей тела птиц, о некоторых особенностях поведения, об условиях, необходимых для нормального существования; 2. Развивать интерес к различным представителям птичьего мира, желание больше узнать об их жизни, повадках; 3. Закрепить знание и выполнение правил обращения с живым существом, в частности с птицами; 4. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающим нас птиц, умение видеть их красоту и неповторимость.
На основном этапе проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «…в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную и решались вопросы экологического образования дошкольников.
С целью обогащения знаний детей, проводились беседы, наблюдения на прогулке за птицами, прилетавшими на участок, читались рассказы В. Бианке «Лесная газета», осуществлялась основная образовательная деятельность с детьми, создавались игровые ситуации, где решались вопросы экологического воспитания и развития детей.
Для участия в проекте привлекались родители, совместно с детьми они провели рекламную акцию в виде нарисованных плакатов – призывов «Берегите птиц».
Своим личным примером мы старались воспитать в детях активную позицию, которая способствует развитию интереса к различным представителям птичьего мира, желание больше узнать об их жизни, повадках; кроме того, умение сопереживать, сочувствовать, постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Совместно с детьми вылепили птиц из пластилина, постарались передать их характерные признаки, сделали выставку.
III этап – обобщающий.
Основа заключительного этапа лежит в проведении викторины «Тайны птичьего двора» (приложение №5). Основная цель которой заключается в выявлении знаний у старших дошкольников о бережном отношении к окружающему миру и формировании желания заботиться о пернатых друзьях.
Задачи: 1.Расширить кругозор детей о мире пернатых. 2.Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников. 3. Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.
Дети закрепили знания о птицах, об их красоте и пользе, о бережном отношении к природе, о необходимости беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Пернатые друзья» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о птицах родного края, об их образе жизни, о пользе человеку.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации: - Всем людям необходимо бережно относиться к птицам. - Знать о строении птиц и их образе жизни, чтобы вовремя помочь им справиться с различными чрезвычайными ситуациями. - Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к пернатым.
IV этап – заключительный - презентация; - выставка продуктивной деятельности; - награждение победителей в конкурсе рисунков «Берегите птиц»
|