Четверг
25.04.2024
16:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Методическая копилка » Вне занятий

Трениг для молодых педагогов
21.02.2019, 16:03
Ход семинара-тренинга: Логопед: — Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча будет проходить в форме тренинга, тема которого — «Культура речевого поведения». В ходе тренинга нам с вами предстоит: 1. Познакомиться с понятием культура речи, с ее уровнями и компонентами. 2. Рассмотреть это понятие непосредственно в русле нашей педагогической деятельности. 3. Разработать правила культурного речевого поведения воспитателя. - Наша деятельность связана с общением с людьми — детьми, коллегами, родителями. Владение культурой речи—своеобразная характеристика профессиональной пригодности. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателя — необходимая черта культурного человека. Культура речи — это раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как овладеть нормами литературного языка, а также как использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения (то есть как человеку пользоваться речью в зависимости от целей и места общения, от адресата речи). - Ведь в рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами качественной оценки высказываний и занимается культура речи. Она выясняет, говорит человек правильно или неправильно, хорошо или плохо. В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры и три составляющих компонента. Для низшего уровня достаточно нормативного компонента. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. На высшей ступени речь должна быть не только правильной, но и хорошей. В понятие хорошей речи входит как коммуникативный, так и этический аспект. - Что же входит в понятие хорошая речь? В понятие хорошая речь включается богатство речи. - Богатство речи подразумевает большой объем активного словаря. К. Г. Паустовский отмечал, что для всего существенного в природе в русском языке есть великое множество хороших слов. «Словарь современного русского языка» в 17 томах состоит из 120 тысяч слов. В. Даль в «Словарь живого русского языка» включил более 200 тысяч слов. Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — около 90 тысяч слов. А каким может быть словарный запас одного человека? Однозначно ответить трудно. Одни считают, что словарь современного человека не превышает 7—9 тысяч слов, другие — 11—13 тысяч слов. Для сравнения: в произведениях А. С. Пушкина насчитывается 21 тысяча слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), С. Есенин — 18890 слов, Шекспир — 15 тысяч слов. Гоголь только в «Мертвых душах употребил около 10 тысяч слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Вспомните Эллочку-Людоедочку в «12 стульях» у Ильфа и Петрова. В ее словарном запасе было всего 30 слов. - Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. К свойствам хорошей речи мы относим и точность. Что же значит понятие точность речи? Как вы считаете? Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления: знание правил русского языка, насколько говорящий знает предмет речи, насколько эрудирован, умеет ли логически мыслить. Рассмотрим несколько ситуаций. (Работа по подгруппам.) ► Задание 1 1-я подгруппа: «На экзамене» Студенты, сдавая экзамен, оправдываются: «Я знаю это, только вот сказать не могу». Вопрос: Как вам представляется: может ли быть такое? Предполагаемый ответ: Нет! Если человек разбирается в вопросе, то он сможет и рассказать о нем. А в данном случае отвечающему только кажется, что он знает. В действительности его сведения о предмете отрывочны, бессистемны, поверхностны. Вывод: Чтобы речь была точной, необходимо расширять свой кругозор; глубже вникать в суть вопроса; стараться понять во всех деталях то, чем занимаешься, что изучать или делать. 2-я подгруппа: «Разговор подруг» — Займи мне двести рублей. — Я не знаю у кого. — Я тебя прошу мне занять! — Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи — у кого? Вопрос: Почему ведущие диалога не понимают друг друга? Предполагаемый ответ: Одна из подруг не владеет культурой речи, допускает ошибку. Ей следовало сказать: «Дай мне в долг», «Дай взаймы», «Одолжи», так как глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Вывод: В данном случае неточность речи обусловлена неточностью словоупотребления. 3-я подгруппа: «Спор в автобусе» — Вы на следующей остановке сходите? — Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?» — Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?» — Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?» — Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? — Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете. Вопрос: Кто прав, а кто нет? Из-за чего разгорелся спор? Предполагаемый ответ: Правильно будет сказать: «Выходите ли вы?», так как в автобусе есть выход и вход. Однако уместен будет и вопрос: «Сходите ли вы?», так как в автобусе есть ступеньки, а по ступенькам сходят. Вывод: Необходимо знание особенностей русского языка. К правилам хорошей речи относятся и другие свойства. Логопед:Слова-паразиты, слова-сорняки… От них избавиться труднее всего. Эти слова обладают свойствами прилипчивости, живучести и — незаменимости. Слова-паразиты опасны тем, что из-за частого употребления они превращаются в своеобразную вредную привычку. Какие слова мы называем словами-паразитами? Назовите их. Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо «любимое» слово (например, понимаешь, однозначно) становится отличительным признаком говорящего и служит объектом пародирования. Мы, педагоги, должны внимательно следить за тем, чтобы в нашей речи не было таких слов, так как наша с вами речь является для детей образцом. В последнее время и в речи дошкольников используются «навязчивые» слова. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие слова и даже целые выражения, которые искажают содержание речи, затрудняют ее восприятие и понимание: «Слушай, ты… ну… это… как там тебя… Сашка! Короче… это… значит… такое дело… Ну, в общем… пошли гулять!» ► Задание 3 Прочитайте следующий текст: а) «Один фитиль такое сморозил! Подкатывает к шкету: «Дай, — говорит, — велик погонять». Сел и почесал». б) «А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется». в) «Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся. Во ржачка!» г) «Весна! Лужи, грязь, сырость, блин, кругом. Вот такая, нафиг, общая видуха. Вроде бы все должно быть по кайфу, но все так фигово, что базара не хватает». Логопед: Замените сленговые слова на слова, соответствующие литературному русскому языку. Примерный перевод: а) «Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: «Дай велосипед покататься». Сел и поехал». б) «Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал». в) «Сам с синяком. Учительница испугалась. Велосипед упал. Смешно!» г) «Весна! Лужи, грязь, сырость кругом. Вот такой общий вид. Вроде бы должно все радовать, но все так противно, что слов не хватает». Игра «Противостояние» Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства. Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в воображаемый спор. Первый — «обвинитель»: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно)!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда логопед скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами. После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?» ► Упражнение «Солнце» Цель — показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка. Материалы: детские рисунки на тему «Злой человек», 3—4 листа ватмана; маркеры и краски (для каждого участника). Молодые педагоги берут лист ватмана с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача— дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что...» Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы. -Помните, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование иностранных слов, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Совершенствование своей речи — задача каждого из нас.
Категория: Вне занятий | Добавил: Сурус
Просмотров: 255 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz