Суббота
20.04.2024
16:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29

Статистика

Главная » Файлы » Методическая копилка » В помощь логопеду

Игры и упражнения по лексическим темам (декабрь - февраль)
09.10.2014, 20:03

Декабрь, 1-я       неделя

Лексическая тема недели: «Зимующие птицы»

1. Беседа: Почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

2.Викторина «Птицы». Какая это птица? Почему она так называется? Назови части тела птицы. Эта птица домашняя или дикая? Где она живет? Назови ее детенышей. Какую пользу приносит эта птица? Что делают люди для птиц? Что насыпают птицам в кормушку? И т. д.

3.«Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: черное перо — черненькое перышко, серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длинненький хвостик;

4.«Какая?» Подбор прилагательных к слову птица.

Воспитатель называет начало слова, а дети — его конец: кра-си.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., заботли.., пест.., голод..., сыта...

5.«Что могут птицы?» Активизация глаголов по теме (летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых).

6.«Для чего?» Закрепление знаний детей о частях тела птицы. Для чего птичке клюв? Для чего птичке крылья?

Для чего птичке лапки (перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?

7.«Составь предложение». Формирование навыка составления предложений по трем опорным предметным картинкам.

Птица — гнездо — кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм.)

Птичка — бабочка — птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)

Птенчик — мальчик — гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.) и т. д.

8.«Почему так называется?» Учить детей объяснять значения сложных слов: длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, перелетная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая.

9.Составление рассказа-описания «Воробей» по опорным предметным картинкам:

«Воробей — зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воробей — друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых».

Декабрь, 2-я       неделя

Лексическая тема недели: «Зима. Зимние забавы и развлечения»

1.Беседа: Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.

2. «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

3.«Придумай слово». Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — снеговичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.

4.«Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

5.«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа. Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

6.«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью: Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой бывает снег, а летом...

Зимой снег падает, а весной...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой лес спит, а весной...

Зимой катаются на коньках, а летом...

Зимой бывает холодно, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой растут сугробы, а летом растут...

Зимой лепят снеговика, а летом...

Зимой насекомые прячутся, а весной...

7.Пересказ рассказ «Гостья-зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов.

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Вопросы для пересказа: Кто пришел к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы?

Декабрь, 3-я       неделя

Лексическая тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

1.Беседа: Назначение и детали одежды, обуви и головных уборов, связь с временами года.

2. «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме: брю…, рубаш..., юб…, шап..., шуб..., панам..., колгот..., шляп…, плать..., кеп..., туф..., сапо..., паль..., ботин... и т.д.

3. «Что наденем на прогулку?» Усвоение глагола надеть.

У детей — картинки. Воспитатель задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня — платье». И т. д.

4.«Какая одежда?» :Подбор прилагательных к слову одежда: верх.., детс.., взрос.., жене.., муже.., спортив.., сезон.., зим.., лет.., осен.., весен.., гряз.., чис.., наряд.., теп... и т.д.

5.«Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, обуваться — разуваться.

6.«Подбери слово». Подбор глаголов к слову одежда: надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.

7.« Что с чем?» Закрепление знаний детей о деталях одежды. Усвоение конструкций с предлогом с.

Воспитатель предлагает детям назвать предметы одежды и обуви, а также перечислить детали названных вещей:

У меня рубашка с воротником.

У меня юбка с поясом.

У меня шарф с кисточками.

У меня туфли с каблуками. И т. д.

8.Составление описательных рассказов.

«Платье — это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застежка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка — это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».

Декабрь, 4-я       неделя

Лексическая тема недели: «Новый год. Праздник новогодней елки»

1.Беседа: Значение Нового года; его персонажи.

2. «Кто пришел на елку?» Согласование числительных с существительными.

Воспитатель показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям:

К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки).

К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки).

К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки).

К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, кукол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лисичек, роботов и т. п.).

3.«Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.

На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружиться — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — попою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — покатаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.).

Январь, 2-я         неделя

Лексическая тема недели: «Дом. Мебель»

1.Беседа

Городской, загородный дом, его строение.

Мебель; ее виды; назначение.

2.«Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают, наряжают и т. д.

3.«Дом. С чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со.

Воспитатель  показывает части дома, а дети комментируют: «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестница — чистая, грязная, хорошая, плохая, большая, маленькая, тихая, зеленая, светлая, темная, благоустроенная), а моя шире.

4. « Что делают?» Подбор однородных сказуемых к слову дом: строят, ломают, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают, наряжают и т. д.

5. «Назови форму». Образование отыменных прилагательных.

Воспитатель  показывает геометрическую форму и спрашивает детей:

Крыша какая? (Треугольная.) Окно какое? (Квадратное.) Стена какая? (Прямоугольная.) Потолок какой? (Квадратный.) Крыша какая? (Круглая.)

6. «Какая?» Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.

7. «Для чего?» Воспитатель  показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает: «Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

8.«Что с чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Стул с ножками и с сиденьем, шкаф с дверцей и с полкой, кровать с матрацем и с ножками, кресло со спинкой и с подлокотниками, диван с сиденьем и с подушками, комод с ящиками и с ручками и т. д.

9.«Найди предмет». Усвоение предлога для.

Крышка нужна для... (стола). Спинка нужна для... (стула, кресла, дивана). Ножки нужны для... (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна для... (шкафа, тумбочки). Ящики нужны для... (комода, стола). Матрац нужен для... (кровати). Подлокотники нужны для... (кресла) и т. д.

10.«Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с. Воспитатель  показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и спрашивает: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

Январь, 3-я         неделя

Лексическая тема недели: «Продукты питания»

1.Беседа: Для чего нужны продукты питания; из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранят (молочные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные).

2. «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных.

Воспитатель раздает детям предметные картинки, на которых изображены: рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца. Каждый ребенок рассказывает, что он приготовит из своего продукта (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т. д.).

3. «Что будем есть?» Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени: Я буду есть колбасу, а Таня будет есть булку.

4.«Для чего нужен предмет?» Употребление предлога для.

Дети вместе с воспитателем  выясняют, для чего нужны следующие предметы: холодильник, мясорубка, соковыжималка, самовар, овощерезка, хлеборезка, хлебница, сухарница, сахарница, солонка, перечница, супница, чайник, кофейник, салатница, конфетница, соусник.

5.«Найди ошибку». Я пеку чай и кипячу блины. Я ем сок и пью суп. Я жарю крем и взбиваю картошку. Я варю котлеты и жарю суп. Я пью торт и ем компот.

Январь, 4-я         неделя

Лексическая тема недели: «Посуда»

1.Беседа: Назначение посуды; из чего она сделана; где ее хранят.

2. «Магазин». Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение. Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. д.

3. «Чего не хватает?» Усвоение категории родительного падежа.

Воспитатель  показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика.) И т. д.

4.«Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Воспитатель  выставляет на доске по две картинки. Дети должны составить предложения, например: «Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка — из фарфора» и т. д.

5.«Где живут продукты?» Воспитатель  объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в... (сахарнице). Соль живет в... (солонке). Сухари живут в... (сухарнице). Масло живет в... (масленке). Перец живет в... (перечнице). Чай живет в... (чайнике). Кофе живет в... (кофейнике). Селедка живет в... (селедочнице). Конфеты живут в... (конфетнице). Салат живет в... (салатнице).

6.«Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).

7.« Чего не бывает?» Воспитатель  показывает какую-либо часть предмета посуды, а дети комментируют. Не бывает чайника без... (носика). Не бывает терки без... (дырочек). Не бывает кастрюли без... (крышки). Не бывает сковородки без... (дна). Не бывает кофейника без... (ручки). Не бывает сита без... (дырочек). Не бывает ножа без... (лезвия) и т. д.

Февраль, 1-я неделя

Лексическая тема недели: «Почта»

1.Беседа: для чего необходима почта, какие услуги оказывает.

2. «Что приносит почтальон?» Обогащение словаря по теме, построение диалога.

Один ребенок переодевается в почтальона и раздает другим детям почтовые предметы. Во время этого происходит диалог.

3. «Волшебная посылка». Совершенствование навыков составления слов из данных слогов.

4.Чтение или просмотр мультипликационного фильма «Простоквашино», коллективное и индивидуальное обсуждение почтальона из мультфильма, сравнение.

5.Составление рассказа о почтальоне.

6.Штриховка конверта в разных направлениях.

Февраль, 2-я неделя

Лексическая тема недели: «День защитника Отечества. Военные профессии»

1.Беседа по теме.

2.«Кто что делает?» Образование существительных от глаголов.

Служит, защищает, охраняет….

3. «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений.

Сильный, смелый, ловкий, храбрый, верный и т.д.

4. «Кем хочешь быть?» Составление предложений с союзом потому что.

5.Составление рассказов по картине.

Февраль, 3-я неделя

Лексическая тема недели: «Библиотека. Книги»

1.Беседа по теме.

2.«Назови книги, которые ты читал сам или с родителями»

3.«Отгадай сказку по отрывку»

Зачитывается небольшой отрывок из хорошо известной детям сказки. Дети отгадывают.

4.«Отгадай сказку по иллюстрации»

Рассматриваются иллюстрации к разным сказкам. Дети отгадывают.

5. Игра «Библиотека»

6. «Образуй признаки»

Библиотека: большая, просторная, тихая….

Книга: интересная, увлекательная, новая, старая….

 7.«Образуй действия»:

Читать, рассматривать, знакомиться….

8. «Подбери предметы к признакам»

Интересная…книга

Большая….библиотека и т.д.

Февраль, 4-я неделя

Лексическая тема недели: «Спорт»

1. «Беседа о физкультуре и спорте»

2. «Кто что делает?» Обогащение глагольного словаря.

Рассматривание тематических картинок, подбор детьми слов-действий.

3.«Один – много» Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

4.«Скажи наоборот» Поиск антонимов по картинкам

5.Построение монолога

Дети рассказывают о любимом виде спорта

Категория: В помощь логопеду | Добавил: Сурус
Просмотров: 1699 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz