Тема: «Звук [Ы]»
Цель: - уточнить произношение звука [ы] в изолированном виде, словах, фразах; развивать фонематическое восприятие; познакомить с образованием множественного числа имен существительных, оканчивающихся на – [ы]; закреплять употребление слов-обобщений. Оборудование: игрушки – котенок, утка, слоненок; картинки с изображением берез, дубов, ив, цветов, грибов, коз, комаров; листочки бумаги, оформленные в виде билетов;
Ход занятия
1.Орг. момент. Логопед: Сегодня нас ждет интересное путешествие. Но перед тем как отправиться в дорогу, скажите, на чем могут плавать люди. (На лодке, плоте, корабле, катере.)
2. Повторение пройденного материала.
Артикуляционная гимнастика. Логопед: итак, сегодня мы отправимся в путешествие по реке. Представьте, что мы сидим на берегу и ждем корабль. Вот к реке подошел котенок (показывает игрушку) и начал лакать воду. Как он лакает? (Дети выполняют движение.) Мимо проплыла уточка (показывает). (Упражнение «Утиный клювик») По берегу шли цирковые артисты и вели слоненка (показывает). Он, подойдя к реке, начал набирать воду хоботом (упражнение «Хоботок» с сильным вдохом). Мы забыли сделать очень важную вещь – купить билеты на корабль. Чтобы их купить, надо назвать слово, которое начинается со звука о. (Дети, которые произносят слова с заданным звуком, получают билеты. Если не все выполнили задание, логопед предлагает вспомнить слова, начинающиеся со звуков у, и, и вручает билеты.)
3.Новый материал. Логопед: Теперь у всех есть билеты. А вот и наш корабль. У него необычный гудок: «Ы-ы-ы-ы!» Кто сможет погудеть как корабль! (3-4 ребенка гудят.) Теперь погудим все вместе. (Дети и педагог хором произносят: «Ы-ы-ы-ы!») Артикуляция звука [ы]. Когда мы гудим как корабль, губы растянуты в полуулыбке, зубы сближены, язык оттянут вглубь рта. Работа со «звуковой дорожкой». Логопед: Корабль шел к нам сложным курсом (рисует на доске «звуковую дорожку»). Он гудел: «Ы-ы-ы!» (Дети произносят заданный звук, следя за движением указки.) Уважаемые пассажиры! Просим занять свои места! (Дети занимают места на корабле.) Сейчас отправляемся! Корабль дает гудок. (Дети вместе с педагогом произносят: «Ы-ы-ы-ы!»)
4. Закрепление нового материала. Логопед: Мы плывем по реке и видим: на берегу растут дубы, ивы, березы, около деревьев – цветы и грибы, гуляют козы. Над кораблем летают комары. Давайте придумаем стихи о том, что мы увидели. Сочинять будем вместе. Слова произносите громко, тяните последний звук. (Показывает картинки.) Логопед: В поле выросли… Дети: цветы-ы-ы. Логопед: Звенят над нами … Дети: комары-ы-ы. Логопед: Стоят старые… Дети: дубы-ы-ы. Логопед: Собираем мы… Дети: грибы-ы-ы. Логопед: На полянку под… Дети: березы-ы-ы. Логопед: Вышли прогуляться … Дети: козы-ы-ы. Логопед: Над рекою так красиво Наклонили ветви… Дети: ивы-ы-ы.
5. Игра «Один – много». Логопед: Сделаем бинокли из кулачков и поиграем. (Подносят кулаки к глазам.) с помощью моего необычного бинокля можно увидеть только один предмет, а с помощью ваших биноклей – много предметов. Давайте посмотрим в бинокли! Л: Я вижу розу Д: Мы видим розы-ы-ы-ы Сливу сливы Арбуз арбузы Ягоду ягоды Плод плоды Мост мосты Куст кусты Иву ивы Шар шары Дуб дубы Логопед: Вот и закончилось наше путешествие.
Давайте отдохнем и поиграем в игру «Выбери из двух одно». Для каждого из вас я произнесу два слова. Выберите из них слово со звуком Ы и произнесите его. (Четко произносит слова. Дети выполняют задание.) Сор – сыр, Рысь – лось, Мошка – мышка, Ложка – вышка, Пышка – пушка Кошка – крышка, Цыплята – ребята, Мышка – миска, Лозы – лоси, Сыпь – суп, Сыр – мир, Сырок – совок, Косынка – косилка. И т.д.
5. Итог занятия.
|