Суббота
22.09.2018
08:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Учитель-логопед
Сурус Маргарита Михайловна

Главная Регистрация Вход
Каталог файлов
»

Личные страницы

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Главная » Файлы » Авторские разработки » Авторские разработки

Описание занятий
09.01.2014, 11:53
Тема: Знакомство с понятием «событие»
Цель: Познакомить детей с учебным понятием «событие». Учить, из небольшого рассказа выделять событие, соотносить его с сюжетной картинкой. Активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: кукла Незнайка; маленькие рассказы; иллюстрации, подходящие и неподходящие к данным текстам.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Детям показывается кукла Незнайка. Кто это? (Незнайка). Гулял однажды Незнайка по своему Цветочному городу и услышал новое слово - «событие». Очень захотелось Незнайке узнать, что же оно обозначает. Но никто не мог ему объяснить. Вот и пришел Незнайка к нам. А вы, ребята, знаете, что такое «событие?».

2. Сообщение темы занятия.
Сегодня вместе с Незнайкой вы узнаете, что такое событие.

3. Знакомство с понятием «событие» и выделение события из маленьких рассказов. 
         Событие — это случай из жизни; то, что случилось, что произошло. Вот, например, какое событие произошло с котом Васькой. Гулял кот Васька во дворе. Вдруг он увидел высоко на дереве воробушка. Захотел Васька поймать воробушка и залез на дерево. Но воробушек заметил кота, вспорхнул и улетел. Спуститься Васька да не смог и стал кричать. Хорошо, что в это время проходил Саша с папой. Увидели они Ваську, папа залез на дерево и снял неудачного охотника.  О каком событии вы узнали? – Что произошло с Васькой?
         В вашей жизни, ребята, тоже происходят разные события. Кто хочет рассказать о своем событии? Дети рассказывают. Логопед спрашивает: «О каком событии рассказал Марк (Леша)?»
          Незнайка тоже хочет вам рассказать об одном событии, которое произошло с ним. Пошел осенью Незнайка в лес за грибами. Видит, на поляне много грибов растет, быстро набрал он полную корзинку и радостный возвращался домой. По дороге встретил Карандаша и показал ему свои красивые грибы. Карандаш воскликнул: «Это же мухоморы! Они ядовитые!» Пришлось Незнайке выбросить все грибы. О каком событии рассказал Незнайка? — Как Незнайка собрал мухоморы.

4. Динамическая пауза.

5. Выделение события из рассказа и соотнесение его с сюжетной картинкой:
 - Послушайте рассказ и догадайтесь, о каком событии в нем рассказывается:
На столе в корзинке лежали клубки. Пушистый котенок прыгнул на стол и опрокинул корзинку с клубками. Клубки упали на пол. Таня зашла в комнату и увидела, что котенок спутал все нитки.
О каком событии рассказ? — Как котенок спутал нитки. 
Какое событие изображено на картинке? — Как котенок спутал нитки.

б) Незнайка принес для вас задание: прослушайте рассказ и найдите к нему картинку, (выставляются четыре сюжетные картинки, из которых одна соответствует рассказу, а остальные — нет).

Однажды летом ребята гуляли в лесу. Вдруг они услышали шорох. Это был ежик. Он бегал под кустом, фыркал и шуршал сухими листьями. Мальчики некоторое время наблюдали за ежом, а потом ежик убежал. Дети находят соответствующую картинку и отвечают, о каком событии рассказ и картинка.

6. Итог занятия. 

Тема: Смысловые поломки в тексте цепной структуры
Цель:
Знакомство с одним из типов смысловых поломок в тексте цепной структуры: нарушением последовательности предложений. Закрепление правил смысловой связи предложений между собой. Нахождение в тексте слов, не подходящих по смыслу. Развитие вербальной памяти на линейный ряд.
Оборудование: картинно-графический план, набор картинок к текстам, кукла Незнайка.

Ход занятия:
1.     Организационный момент.
2.     Введение в тему.
Узнавание рассказа «Скучай со скворцом».
Инструкция:
- Посмотрите на картинки. Узнали рассказ? Как он называется? О ком мы рассказывали в этом рассказе?

1.     Новая тема.
Внесение «поломки» в картинно - графический план.
Инструкция:
-   К нам в гости пришел Незнайка. Он построил картинно - графический план нашего рассказа. Давайте его поблагодарим и попробуем вспомнить наш рассказ по готовому плану:
Скворец  - мальчик
комната - кот
мальчик - комната
кот - скворец
мальчик - улица
К доске выйдет Ульяна. Один из вас будет следить за тем, правильно ли «читает» Ульяна предложения, второй - за тем, как дружат между собой предложения (следить глазками). Третий - чтобы Ульяна говорила четко, громко.

Рассказ звучит таким образом:
«Скворца отнял мальчик.
В комнату вбежал кот.
Мальчик Коля играл в комнате.
Кот нес в зубах скворца.
Коля подлечил птицу и выпустил ее на улицу».

Дети находят поломку и самостоятельно делать вывод о том, что Незнайка неправильно расставил картинки, поэтому «порвалась цепочка», предложения перестали «дружить», и рассказ не получился.

Исправление «поломки» детьми.
Инструкция:
- Ребята, давайте покажем Незнайке, как надо правильно строить рассказ. Выстраивается картинно-графический план рассказа.
Пересказ рассказа по картинно-графическому плану.
«Мальчик Коля играл в комнате. В комнату вбежал кот. Кот нес в зубах скворца. Скворца отнял Коля. Он подлечил птицу и выпустил ее на улицу».

2.     Динамическая пауза.

3.     Закрепление изученного.
Инструкция: - Ребята, давайте вспомним, когда получается рассказ (Во - первых, должно быть событие, во - вторых, предложения должны «дружить» по смыслу).

Нахождение смысловых несоответствий в двустишьях:
Инструкция: - Я прочитаю вам двустишья, а вы скажите, все ли в них правильно: Как у нашего Мирона  на носу сидит ворона.
                   А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
                   Сел баран на пароход и поехал в огород.
                   В огороде-то на грядке вырастают шоколадки. 

Разбор неточностей с детьми.

6.     Итог занятия.

 
Тема: Знакомство детей с правилами строения сенсорно-гра­фической схемы
Цель:
Формирование исследовательской деятельности детей по изучению свойств предмета. Знакомство с правилами строения сенсорно-графичес­кой схемы по выделению признаков предмета. Формирование словообразования прилагательных. Закрепление навыка согласования прилагательного с су­ществительными.
Оборудование: графическая схема; маркеры и символы; красные стрелки.

Ход занятия:
1.     Организационный момент.
Логопед читает детям повествовательно - описательный рас­сказ: « Жил в одном лесу ёжик. Однажды он решил отпра­виться в путешествие. Шёл он, шёл и оказался в необыкновенном яблоневом саду. А в этом саду на земле лежали круглые, румяные, ароматные большие шары. Ёжику понравились эти необыкновенные шары. Наколол он несколько разноцветных шаров себе на иголки и понёс в норку».

Логопед задаёт детям вопросы:
-      Как вы думаете, что нашёл ёжик?
-      А как вы угадали, что это яблоки?
Дети называют признаки, по которым они узнали яблоки. Параллельно их ответам выстраивается схема описания предмета.

2. Построение сенсорно-графической схемы.
На доске находится графическая схема с «пустыми» кармашками. Логопед постепенно заполняет 2-ую часть графической схемы.
Логопед:
-         Мы узнали из рассказа, что этот предмет круглый (в верхний кармашек кладётся кружок);
-         Что он румяный (в следующий кармашек кладётся полоска красного цвета);
-         Что он ароматный (в кармашек кладётся символ «духи»);
-         Что он большой (в кармашек кладется символ «большой круг»);
-         Когда мы услышали эти слова – круглые, румяные, большие, ароматные, мы смогли догадаться, что это яблоки (в кармашек 3 части логопед помещает картинку с изображением яблока).

Логопед постепенно заполняет 1-ую часть графической схемы.
Логопед предлагает детям закрыть глаза, и определить ка­кой предмет она им показывает.
Логопед:
-         Что нам помогает увидеть предмет, определить его цвет, форму, величину (глаза).
-         Итак, глаза помогают нам видеть предмет яблоко, определить его форму, цвет, величину. Поэтому на нашей схеме рядом с кармашками, в которые мы поместили символы цвета, формы, величины, мы кладём маркеры «глаз».
Логопед предлагает детям закрыть глаза и определить по запаху местонахождение яблока (предварительно яблоко разрезается на части).
-         Что нам помогает определить запах яблока? (нос) (в кармашек I части кладётся маркер «нос»).
- А какие ещё признаки яблока мы с вами можем найти?
      Как мы узнаем, есть сок в яблоке или нет? (отжать сок в соковыжималке или надкусить). Кладём в 1-ую часть схемы маркер «рот», во 2-ую часть - сим­вол «стакан с соком».
- Для того чтобы узнать яблоко на вкус, что мы должны сделать? Поэтому, для определения вкуса яблока, в 1-ую часть схемы кладём маркер «рот», а во 2-ую часть - символ «лимон» (если яблоко кислое) или символ «конфета» (если яблоко - сладкое)

3. Формирование словообразования: образование новых слов- прилагательных от существительных.
Логопед:
-         Посмотрите, ребята, сколько маркеров и символов по­могают нам назвать признаки яблока. А сами признаки мы будем обозначать красными стрелками.
-         Кто угадает, какое слово я обозначила стрелкой: Логопед последовательно показывает на схеме символы «круг», «цвет», «большой круг», «духи», «конфета», «стакан с соком» и задаёт вопрос: «Какое слово я обозначила стрелкой? (круглое,  красное,  большое,  ароматное, сладкое, сочное)».
Логопед повторяет эти все слова, выделяя окончания – ое, ее.
Игра «Волшебная цепочка»
Логопед показывает стрелочки, а дети по цепочке называют слова - признаки (слова-признаки дети могут называть в прямом и обратном порядке).

4.     Итог занятия.
Логопед: Мы составили схему, которая помогла нам узнать все о яблоке.


Тема: Описание предмета с опорой на графический план
Цель: Учить детей описывать предмет с опорой на графический план. Активизировать словарный запас. Учить детей составлять словосочетания и предложения. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Формировать линейную вербальную память.
      Ход занятия:
1.     Организационный момент.
2.     Повторение.  
      а) Построение сенсорно-графического плана (желательно, само­стоятельно).
Если ребёнок не может самостоятельно построить сенсорно-графический план, тогда логопед сам выкладывает сенсорные маркеры.
      б) Формирование линейной вербальной памяти, которая со­провождается называнием изолированных слов. 
      Логопед показывает красные стрелочки, а дети поочерёдно называют слова-признаки (в прямом, обратном порядке).
3. Составление словосочетаний.
      Логопед обращает внимание детей, что стрелки идут от символа к предмету. Поэтому, на этом этапе учим детей пра­вильно составлять словосочетания по образцу: «Круглое ябло­ко». Дети по цепочке составляют словосочетания: «красное яблоко»; «ароматное яблоко»; «большое яблоко»; «сочное яблоко»; и т.д.
4. Включение каждого словосочетания в предложение (не обяза­тельно описательного характера ) ( по сюжетным картинкам).

Логопед выставляет 1-ю картинку и предлага­ет послушать:  Катя, жёлтый  лимон, покупать. Вам понравилось, что я сказала? Почему? А как надо сказать правильно? («Катя покупает жёлтый лимон»).

      Аналогичная работа проводится с другими картинками: «В саду поспели красные, сочные яблоки»; «Дети срывают ароматные, красные, вкусные яблоки»; «Мама варит из вкусных, сладких яблок компот».

5. Динамическая пауза.

6. Составление описательного рассказа.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Белый медведь. Он рассказал Мне, что на северном полюсе такие фрукты не растут. Но он очень хочет рассказать о них своим друзьям. Давайте запи­шем наши рассказы и подарим белому медведю вместе с рисунками. Я начну, а вы продолжайте: « В нашем саду осенью поспевают яблоки.  (Какие?)…,…,… (круглые, румяные, сладкие) яблоки растут на яблоне. На вкус яблоко (какое?) ... и ...(сладкое и сочное). Если потрогать его рукой, то оно (какое?) ... и ... (гладкое и твёрдое)».

Медведь пытается сам рассказать, но у него ничего не получа­ется. Тогда на помощь ему приходят дети (заслушивают ответы 2 -3 детей).

4.     Итог занятия: дети рисуют фрукты и дарят Белому медведю.

 
Тема: Описание времени года «Зима» с опорой на графический план.
Цель: Учить составлять текст описательного характера. Активизировать словарь по теме. Учить составлять простые распространённые предложения. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт при решении словесной задачи.
Оборудование: графический план; картинка по теме «Зима»; вырезанные по контуру снежинки, на обратной стороне нарисованы символы «солнце», «небо», «земля», «птицы», «животные», «люди», «дерево»; те же самые символы на карточках.
Ход занятия:
1.     Организационный момент.
2.     Введение в тему.

Логопед рассказывает детям о том, что она сегодня инте­ресного видела на улице: «Шла я сегодня к вам на занятие. И обратила внимание на то, сколько раз­нообразных снежинок летает в воздухе: большие, маленькие, мохнатые, колючие! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит снежинка, опустится на руку и тотчас тает. Много ещё прилетит их сегодня и завтра, и послезавтра. А потом снежинки больше не будут прилетать и наступит весна. Расскажите, какие вы видели снежинки, в какое время года можно встретить снежинки? »

3.     Построение графического плана.
Логопед   - Посмотрите,  ребята, к нам прилетели разные снежинки.  Они не простые, а волшебные
а) Работа над словами сложной слоговой структуры: волшебные, разнообразные, мохнатые, колючие.
б) Составление предложений. Параллельно ответам детей логопед выстраивает графическую схему.
Логопед: - Каждый из вас сейчас будет выбирать по од­ной волшебной снежинке и рассказывать, согласно вашей на­рисованной картинке на обратной стороне листа, обо всех из­менениях, происходящих в природе в это время года.

1 ребёнок выбирает снежинку с символом «солнце» и составляет предложение о солнце. Логопед выставляет в первый кармашек графического плана символ «солнце». (Когда называем признак, соответствующий данному времени года, кладём знак «стрелку», соединяющую признак с картинкой данного сезона).

Аналогично проводится работа с другими снежинками. По­степенно логопед заполняет графическую схему следующими символами: «небо», «земля», «деревья», «птицы», «живот­ные», «люди» (можно, по усмотрению логопеда  добавить и другие символы).

4.     Динамическая пауза.

5.     Закрепление.


•Повторение описания детьми по цепочке.
•Повторение описания одним ребёнком.

6. Итог занятия. 

 Программа «Использование методов наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников с ОНР» (в сокращении) находится здесь
Категория: Авторские разработки | Добавил: Сурус
Просмотров: 659 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz